Главная страница - Текущий раздел: Статьи

AMORPHIS: Мелодии тысячи озер - интервью с Эсой Холопайненом (1995)




Колоссальный мировой успех блокбастера Tales From The Thousand Lakes вывел финский квинтет в число самых успешных в коммерческом плане коллективов, имеющих общие корни с дэс-металом (Paradise Lost, Gorefest, My Dying Bride). Совсем молодые ребята (средний возраст в группе - 21 год) смогли достичь беспрецедентного сочетания брутальности и мелодичности, и этот, второй в дискографии группы, CD сходу пробил верхние позиции в инди-чартах Старого и Нового Света. Tales…, безусловно попадает в тройку выдающихся стандартов мелодичного дэс-метала наряду с Gothic Paradise Lost и Always… The Gathering. Специализированные издания не скупятся на восторженные эпитеты, и определение скандинавские гении прогрессивного дэс-металла - только одно из многих такого типа. Хотя те же журналисты после выхода дебютного CD The Karelian Isthmus называли большую часть альбома, мягко выражаясь, цитатами из Gothic. Рассуждая непредвзято, можно было согласиться частично с такими предъявами. Второму альбому финнов трудно поставить в вину бессмысленный плагиат с творчества все более сползающих в неприкрытую коммерцию англичан - все то, что Ник Холмс и компания начали на своем втором LP, и что, увы, не имеют желания продолжать, мы слышим на диске финского квинтета в совершенно новом измерении. Ясно что Tales… никогда не появился бы, если бы не знаменитый Gothic
Что ж, много раз уже спрашивали меня о моем отношении к такого рода параллелям, - смеется Эза Холопайнен, - Надеюсь, что люди перестают сравнивать нас с Paradise Lost. Мы очень любим эту группу, их музыка имеет значительное влияние на нас, но ни в коем случае мы не собирались их копировать. Безусловно несколько риффов звучит похоже, но заверяю, что не передернуто ни одной ноты. Похожесть создается общим звучанием нашей музыки и множеством мелодий, которые составляют это звучание.

Гитарист Amorphis считает, что ко второму CD он и его коллеги по группе действительно овладели полным контролем над своими инструментами.
На первом CD гитары в целом звучали неплохо, но не всегда полностью удовлетворительно. Ударные тоже не давали повода к избыточной гордости.

Музыкально новый альбом несколько изменился по сравнению со старыми вещами. Легко обнаруживается увлечение ребят музыкой 60-70-ых.

Мы стали старше. Слушаем не только death. Это довольно нудная штука - слушать постоянно одну и ту же музыку. Сегодня вдохновляют нас такие группы, как The Doors, Led Zeppelin или Deep Purple, которые создали так много классических вещей. Лично я, - говорит Эза, - больше предпочитаю Jethro Tull, RUSH, ABBA или Trouble. Ну и конечно Paradise Lost. По идее парней из Relapse, мы записали кавер Light My Fire из репертуара The Doors, и собирались поместить его на последнем мини Black Winter Day, содержащем нереализованные во время сиссии Tales… вещи. В конечном итоге затея была похерена, но все равно в ближайший релиз эта вещь обязательно войдет. Мне кажется, что AMORPHIS в будущем будет эволюционировать в направлении стандартов 60-70- ых.

Как согласуется этот тезис с звучащими на Tales… элементами музыки Среднего Востока?
Восточная культура чарует своим богатством, особенно индийская. Так сложно соотносить ее с нашими западными представлениями о мире, что мы решили попробовать чего-нибудь нового и вплести в наши композиции пару музыкальных цитат из этой части света.
Финляндия известна бережным отношением к фольклорной музыке и народным традициям, поэтому напрашивается сама собой мысль об инспирации некоторых вещей на Tales… финской народной музыкой…
Время от времени мы слушаем народную музыку с целью почерпнуть в ней какие-нибудь замыслы для наших новых песен. Эти мотивы можно потом услышать в наших записях. Мы заинтересовались фольклором, потому что в старинных финских песнях есть множество прекрасных, традиционных музыкальных мотивов, которые мы хотели бы использовать на нашем диске. Однако, между нами говоря, не выношу я эту музыку. Значительнее охотнее слушаю хэви- метал…

Эза не считает, что можно признать мир звуков, творимый AMORPHIS за квинтэссенцию финской ментальности.
Нет, не думаю, чтобы эти вещи имели между собой много общего. Я убежден, что большинство финнов, особенно старшего поколения, которые любят старинные народные мелодии и не интересуются нашей музыкой, не поддержали бы такую гипотезу.

Слушая Tales From Thousand Lakes и вчитываясь в их тексты можно вынести впечатление, что мы имеем дело с альбомом, реализованным по своего рода целостной концепуии.

Да, я считаю, что этот альбом можно с небольшой натяжкой считать концептуальным. Основой концепции был наш национальный эпос КАЛЕВАЛА.
В этом месте для лучшего понимания проблематики необходимо привести несколько объяснений на эту тему. Финский поэт Элиас Ленирот собрал в первой половине XIX века во время своих путешествий по Восточной Карелии песни и стихи своих соотечественников, повествующие о жизни, вере и мифах, а также истории этих простых людей. На основе собранного материала поэт составил эпос КАЛЕВАЛА, состоящий из 50 рун (Руна по-фински обозначает песня, стих). Каждый, впрочем, имевший дело с этим произведением мировой литературы, сориентируется, что в лирике AMORPHIS не присутствуют герои эпоса со звучными (?) именами типа ВААЙНААМЕЙЕН, ИЛЬМАРИНЕН и ЛЕММИНКААЙНЕН…
Так, решили мы отказаться от помещения в текстах этих имен, потому что их просто невозможно выговорить не финнам. Первоначально мы хотели сделать текст, представляющий собой единое целое, но в процессе написания песен для альбома мы поняли, что невозможно помещение на одном диске чего-то, что могло бы равняться с Калевалой. Это произведение очень обширно, составляет 22 тысячи стихов, так что мы остановились на выборе только нескольких строф. Наш альбом не рассказывает единой истории, имеющей начало и конец, это скорее альбом с определенной мыслью-проводником, но с текстами на разные темы. Выбрали мы те, которые понравились нам больше и больше всего нас заинтересовали.
Идентифицируете ли вы себя с финской историей?
Да, она очень интересна. Никогда не хотел быть учителем, однако в текстах можно передать некоторые мысли и сведения. В любом случае это лучше чем писать фиктивные домыслы о трупных оргиях.
На мысль использования тем из народного эпоса группа напала значительно раньше.
Эта тематика привлекает наше внимание уже достаточно давно. Когда мы только приступали к работе над The Karelian Isthmus, то уже тогда присутствовала идея записи диска с единой концепцией и использования в этих целях Калевалы. Тогда мы начали прилежно изучать это произведение и все больше увлекались этим замыслом. На самом деле стоит прочитать эту книгу, тем более что переведена она на множество языков.
По утверждению Эзы, группа не ставила перед собой цели нести в своей музыке какого-либо глубокого послания - парни из AMORPHIS руководствуются другими мотивами, нетипичным образом повествуя о своей родине.
Финны - очень маленький народ. Мы были бы очень счастливы, если бы наша музыка возбудила интерес к финской культуре и традициям. Ведь если взять для примера Америку - большинство людей там не имеют понятия о том, где находится Финляндия.
Верно, но можно смело утверждать, что большинство американцев имеет проблемы с нахождением на карте собственной страны… На американском рынке AMORPHIS связан контрактом с лэйблом RELAPSE. Что привело к тому что Tales… появился в продаже спустя целых семь месяцев после окончания студийной сессии?
Фактически это дурно пахнущее дело! Парни с фирмы уверяли нас, что CD выйдет сразу же после микширования материала, и мы наивно думали, что все развивается по плану. А между тем даже обложка не была еще готова. Фирма все время просила нас подождать, обещая все уладить немного позднее. Когда мы приехали в Германию для съемок видеоматериала, Майк из Nuclear Blast взял дело в свои руки и занялся обложкой. Мы очень уважаем людей из Nuclear Blast, они сделали для нас очень много и заивестировали приличную кучу денег, чтобы наш альбом наконец появился на белый свет. В Штатах дело продолжалось еще около месяца, и когда CD вышел, был уже не очень актуален. Правда, не для американских слушателей, но для нас, увы, так.
Похожая накладка произошла с материалом, вышедшим также под маркой Relapse в рамках т.н. Underground Series. Опубликованная под названием Privilege Of Evil пластинка содержала шесть вещей записанных в `91-ом для сплита с INCANTATION. Гитарист AMORPHIS, мягко говоря, не впечатлен этим фактом.
Мы уже давно забыли об этих записях. В один прекрасный день звонит нам кто-то с информацией, что этот пыльный стафф выходит отдельным диском. Мы не придаем этим вещам большого внимания, тем более, то дают они несколько фальшивый образ того, что мы сегодня играем. Я думаю наши фэны сориентировались, что таким образом пытался некто вытянуть побольше денег из карманов, и правильно сделали!

Tales… был записан в знаменитом Sunlight Studio, несмотря на бытующее мнение, что все группы, записывающиеся в этой студии звучат идентично.
Томас Скогберг знает нас и знает чего мы хотим. Он в состоянии достичь любого звучания, и не все должны звучать в стиле Entombed. Кроме того Томас располагает всем, что нам необходимо: кейборды и мини-муги. Это такое клавишное устройство 70-ых, настоящий раритет. Немного осталось студий, где можно отыскать такой инструмент. Следующий альбом мы будем записывать наверняка в Финлядии - запись в Швеции слишком дорога и отнимает лишнее время.

Что касается планов на будущее, то Эза сказал следующее:
Мы уже написали четыре новых композиции. Они еще не имеют названий и лирики, просто мелодии. Это будет нечто отличное от Tales…, но если вам нравится этот альбом, то я уверен, вы будете довольны нашей следующей работой. Это будет также очень мелодичный материал, много чистого вокала, спокойнее, но тяжелее. Продюссер скорее всего будет из Штатов. Мы надеемся что релиз будет готов до конца лета, но пока невозможно назвать более точные даты.

На данный момент AMORPHIS производит мировое турне в компании бластовских монстров HYPOCRISY и PYOGENESIS. До этого тура группа никогда не выступала за пределами Финляндии (!).



Читайте далее: ANCIENT RITES: ANCIENT RITES APOCALYPTICA: Интервью с Эйккой Топпиненом и Пертту Кивилааксо (2003) АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ: Музыка для детей и инвалидов - история альбома MULLMUZZLER: MULLMUZZLER Джеймса ЛаБри MUSE: Современный рок с историоникой NAPALM DEATH: Интервью с Шейном Эмбери (2002) NASUM: NASUM - биография группы НЕ БГ: НЕ Б.Г. - (не) пресс-релиз GENESIS: GENESIS THE NICE: THE NICE - биография группы NIGHTWISH: Интервью с Туомасом Холопайненом (май 2002) NIGHTWISH: Интервью с Туомасом Холопайненом (февраль 1999) NILE: Интервью с Карлом Сандерсом (2002) НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ: Кислоты - история создания альбома НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ: Настроения снайпера Арбениной НОГУ СВЕЛО: Без приколов - интервью с группой (2001) NO RETURN: Интервью со Стивом Петитом (2003) НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС: Интервью с Вячеславом Бутусовым (1988) OASIS: Парни снова в городе - интервью с Ноэлем и Лиамом Галлахерами (2002)