Главная страница - Текущий раздел: Статьи

KOSTAREV GROUP: Интервью с Александром Костаревым (2004)




Рыжебородый гитарист, композитор и звукорежиссер Александр Костарев - один из интереснейших персонажей на московской прогрессив-роковой сцене. Еще в 70-х его джаз-роковый коллектив Перекресток вызывал эстетический шок у джазменов Свердловска (откуда родом Александр); перебравшись в Москву, Костарев получил музыкально-педагогическое образование и долгое время выступал в трех ипостасях - музыкант, педагог, звукорежиссер.
Записывал всех - от модного Диджея Грува и рэперов-матершинников до ныне сгинувших арт-роковых команд, от которых остались только плёнки, пылящиеся (до поры) на полке. Первым начал организовывать концерты прогрессив-роковых артистов под шапкой Музыка для Мозгов. Наконец, собрал свой собственный коллектив, идейный наследник Перекрестка, о котором и пойдет речь в интервью. Кажется странным, что три десятка лет музыкальной деятельности привели к выпуску лишь одного-единственного концертного альбома Live@lnProg, выпущенного год назад на Starless Records... Но - только тому, кто не знает Костарева, этого подлинного анархиста не только в музыке, но и в жизни. Беседа шла в костаревской студии: подвал бывшего театра каких-то там художеств, топчан, чай из банки и молодой студийный кот Чарльз Спенсер Чаплин, то и дело норовящий вклиниться в наш высокоидейный разговор. А началось интервью с воспоминаний о свердловском (или уже екатеринбуржском) периоде жизни музыканта. Звучит запись выступления группы Перекресток на джаз-фестивале 1978 года.

Расскажи подробнее о том, что это было. Кто в коллективе играл, что с ними сейчас?
(Слышны зловещие звуки джаза.) Всех и не помню. Начали мы в 77-м. Один, Медведев, физический факультет закончил, другой, Беляев - матмех. Барабанщик до сих пор где-то играет, про остальных я ничего не знаю. О! (Вспоминает.) Вот примерно в этом месте я со стула и навернулся. Здесь должна была вступать гитара и... ее нету.
Тогда это всё считалось джазом?
Скорее, джаз-роком.
И как вас воспринимали?
Чисто джазовые люди воспринимали нас как панк. Те, кто понормальнее - хорошо воспринимали.
Такую музыку разрешали, или были какие-либо проблемы?
Специально это не запрещалось.
Ты чем-то еще занимался в основное время?
Тогда - уже нет. Всё бросил и переключился на музыку.
А до этого?
Программировал. Учился на матмехе.
Какие устройства тогда приходилось программировать?
М-220, ЕС.
Те, что IBM-360?
Ну да, и такие были. И другие, итальянские, тоже ЕС, но не IBM. Компы и музыка меня всегда одинаково привлекали. Потом музыка всё-таки перетянула. (Жуткие звуки джаза усиливаются.)
То есть как музыкант ты самоучка.
И нет, и да.
Что тебе тогда нравилось как слушателю?
Были две крайности. Одна - Майлз Дэвис, другая - King Crimson. А еще - Mahavishnu Orchestra. (Прислушивается к записи.) О! Гитара вылезла. В смысле, я вылез из под стула и сейчас заиграю.
Ограничивало ли вас пребывание в Свердловске?
Нет, тогда город был скорее передовым местом. Это потом всё изменилось. (Фонограмма закончилась.)
Когда ты начал играть в группах?
В 71-м. Как раз в Новый год, с 71-го на 72-й.
Сколько тебе тогда было?
Семнадцать.
Что тебя привело в рок?
Битлз. Вообще я рок всегда игнорировал, слушал исключительно классику, но на тот самый Новый год мне подсунули Abbey Road. Потом пришлось отбирать его вместе с магнитофоном, потому что народ не вытерпел слушать это в десятый раз подряд. На следующий день я пошел организовывать команду. Играть тогда стал на барабанах, а никак не на гитаре.
От Битлз к джаз-року - дистанция серьезная...
Нет, багаж-то у меня был классический, Битлз стали просто поворотной точкой.
Откуда классический багаж?
Из дома - всё это постоянно слушали в семье, ну и я стал... Были любимые авторы...
Какие?
Малер, Рахманинов. И, само собой, барокко. Всё подряд оттуда. До более сложной музыки я тогда не дорос.
Итак, Перекресток, джазовый коллектив...
Неправильное слово. Джаз-панковый? (Смеется.)
Джазмены нас напрочь не признавали. Пытались воспитывать. В порядке воспитания меня посадили руководить биг-бэндом свердловского джаз-клуба. Джазменом я от этого, тем не менее, не стал.
Что значить стать джазменом, что ты подразумеваешь под джазовой стилистикой? Я имею в виду, по каким признакам твое творчество к ней не принадлежит?
Джаз - это прежде всего джазовый подход к гармонии. А у меня он чисто академический.
Мне казалось, что джаз представляет собой свободу от жесткой структуры...
Нет, это не обязательно только джаз. Любая импровизация, в каком бы ключе она не происходила, тяготеет к свободной структуре. Например, всякие восточные направления. Те же раги, мугамы - все они тяготеют к расплывчатости формы. А джазовая гармония - это извращенный блюз. Все эти вещи с тритоновыми заменами, с этаким, якобы, усложнением... На самом деле это палка о двух концах. Майлз Дэвис в какой-то момент отказался от этого усложнения, всё свел к органному пункту, в гармонии настала полная свобода, и получилось очень хорошо.
То есть разница не в балансе между свободой и жесткими формами, структурированностью?
Разница в гармонии, разница в ритме, особенно в том, что касается барабанов. Там эта разница просто бьет. По-моему, ударные - это показатель прогресса. Всё, что делалось в плане барабанной игры за весь двадцатый век - это прогресс. От джазовой игры - к хард-роковой, от хард-роковой - к нынешней, металлической и фьюжновой, всё это - развитие, а не шаги взад-вперед.
А когда в 80-х в массовом порядке барабанщики заменялись драм-машинками?
Восьмидесятые - это вообще застой. Но потом люди начали соревноваться с драм-машинками, и, на мой взгляд, у них это получилось.
Движемся дальше. Когда и, главное, почему завершилась история Перекрестка? Вас не принимали, не понимали?
Да нет... Мы существовали до 83-го, с некоторыми, быть может, несущественными изменениями в составе, в звуке, в стиле.
Свердловск - родина многих русских рокеров. Тебе с ними приходилось сталкиваться?
Во-первых, слова русский рок тогда не было.
Скажем так: те, кого сейчас называют русскими рокерами.
В Свердловске был, прежде всего, Пантыкин. Сначала была группа Сонанс, игравшая интересный арт-рок, но игравшая его, увы, очень плохо. Наверное, из-за барабанщика. Вообще всё зло идет от барабанов. Потом от Сонанса отпочковались Трек (где пела Настя Полева) и Урфин Джюс. И всё, больше ничего не было. Какое-то время мы - Трек, Урфин Джюс и Перекресток - втроем на всех фестивалях и фигурировали. Потом появился Наутилус, и как раз тогда я из города и уехал. Все свердловские команды, включая и первые вещи Наутилуса, имели одну черту, которая мне очень нравится и которой в русском роке потом никогда не было. Они были очень резкими. По звучанию, по подаче, по всему. То есть это была какая-то форма хард-рока. Вокал - скорее вопящий, чем поющий или говорящий.
Что помешало Перекрестку записаться в студии?
Делали две попытки, что-то от них сохранилось. Но звучание - такое же убогое, как и на концерте.
Затем ты уезжаешь в Москву - почему?
Поступил в институт.
В какой?
Кулёк. Институт Культуры.
Сколько тебе тогда было?
Двадцать девять.
Это уже второе высшее образование?
Ну, первое я не закончил. Музыкальное училище я тоже не закончил. Но ничто не мешало мне поступать куда-то дальше.
Ты приехал, поступил, что затем?
Здесь оказалось несколько человек из прежних составов свердловского Перекрестка. И мы стали выступать в Москве. Играли примерно то же, что и раньше, люди были разные, концерты были - и довольно много.
Потом ты закончил институт.
Да. Заканчивал институт я долго, потому что особо к этому не стремился.
И начал учить детей.
Начал учить детей я еще в Свердловске. Давно, году как раз в 78-м.
А были ли случаи, когда ученики как-то значимо проявляли себя в музыке?
(Задумывается.) Время от времени такое случалось. На самом деле, не хочется хвалиться именами, а значит, приписывать чьи-то успехи исключительно своему влиянию. Хватало и других причин - таланта, прежде всего. Лучше, если кому-то самому захочется упомянуть меня как учителя.
Понятно. Едем дальше. Вот был Перекресток в Москве - что с ним произошло?
Ну как... Всё разваливается, вот и с ним это случилось.
Когда?
87-й...
Что дальше?
Дальше? Ну, было одно дурное мероприятие, под названием Братья Карамазовы, потом было другое дурное мероприятие - под названием Далее.
Это что?
Это группа.
Это русский рок?
Скорее, такой совковый арт-рок. Говноарт-рок. Примерно в то же время я работал у Сличенко, в цыганском театре Ромэн. Плюс в 83-м - 85-м была масса кратковременных контактов с разными музыкантами. Курёхин, Летов-старший, Веселые Картинки, Квартал.
С Курёхиным что было?
А ничего. Он же сюда приезжал время от времени, еще до его Поп-Механики. Потом это стало немного неинтересно мне, потому что... (задумывается.) В том, что он делал, был перевес внешней стороны над музыкальной.
Что играли Карамазовы и Далее?
Могу тебе поставить. (Ищет файл на диске.) На самом деле, на мой взгляд, достаточно позорно всё это. Хотя концерты с Карамазовыми были замечательные, одни из лучших - колбасились мы очень сильно, почти на грани панка. Музыка была достаточно мрачная. В команде было два певца, они сочиняли песни, а аранжировки делал я. (Слушаем запись Братьев Карамазовых - забавный нью-вэйв/пост-панк с томным русскоязычным вокалом.)
И что такого позорного?
Я тысячу раз такое наблюдал: люди что-то хорошо умеют, берутся за какое-то дело, а в результате получается чушь. Чушь может быть даже хорошо сделанной, но смысла от этого больше не становится. Всё равно, чушь - это чушь. Если по изначальной задумке музыка является чушью, то ничего другого из нее уже не выйдет. Вот, допустим, ко мне в студию приходят музыканты, говорят: Хотим записаться хорошо. А я им: А вы играть хорошо умеете? А у вас всё придумано хорошо! Аранжировки - классные? Сам замысел - классный? Вот то-то и оно... Если сам замысел не классный, то никого от этого не колбасит. Да и их самих от своей музыки не колбасит. Вот почему нельзя сделать конфетку из говна. (Разливает чай.)
Что стало с Братьями Карамазовыми потом?
Вокалист, который пел в Карамазовых, Костя Ветров, сейчас в Госдуме. Он был какое-то время пресс-секретарем Жириновского, а сейчас - председатель думского комитета по информационной политике. (Смеется.) Панк, в общем-то. Как и сам Жириновский. Барабанщик Олег Саркисов живет в Канаде, играет в околопроговой группе Cerafim, басист/певец Саша Чазов, кажется, в Штатах.
Когда ты стал звукорежиссером?
Что значит стал? Первый раз попробовал? Году в 80-м, в Свердловске. Пытался писать себя, писать других подручными (то есть кустарными) средствами. Иногда были пульты, порой вообще ничего не было; многоканальных магнитофонов не было, компьютеров не существовало в принципе, поэтому всё фиксировалось как есть.
Никаких наложений?
Нет, одно наложение можно было себе позволить. Если писали на широкую пленку, то при одном наложении качество терялось еще... ну... терпимо. Второе наложение убивало всё.
Как это всё перетекло в Космобоб (предтеча Kostarev Group, - авт.)!
Космобоб появился случайно. Руки чесались играть, хотелось сделать каверы, реанимировать старый репертуар, воплотить идеи, которые так и не были реализованы. (Пауза.) Барабанщик нашелся сразу - им стал Рома Бобровский из Самары. Ему было тогда 16 лет. Рома приехал поступать в Гнесинку, не поступил, зато встретился со мной, и мы долго раскачивались, пытались что-то начать. Затем он сделал попытку поступить в Институт Культуры. Опять не прошел, зато, чтобы помочь ему на экзаменах, мы впервые собрались втроем, с Катей Морозовой (клавишные). Я тогда с ней вместе работал. Так и возникло название - сокращение от фамилий музыкантов: КОСтарев + МОрозова + БОБровский. Играли мы Чика Корню, Эла Ди Меолу. Нашли какие-то старые ноты, подсунули ей и за месяц сделали программу примерно на полчаса. И хотя Рома в институт и не поступил, играть мы начали. У них отлично получалась ритмическая подача. Рома - главным образом металлист (выстукивает ладонями металлический ритм), а Катю тоже колбасит от ритмичной игры. А если она не может осилить нотный текст с ходу, то берет его и разучивает. Это - правильный концертмейстерский подход. Очень профессионально.
Екатерина, насколько я знаю, училась в хоровом училище?
В музыкальной школе, которая называется Хоровая капелла мальчиков. Там было, наверное, три девочки на все классы сразу.
А по какому принципу туда вообще берут девочек?
Не знаю, это лучше у неё спрашивать. (Хихикает.) По какому-то да берут.
Среди выпускников этой прекрасной капеллы ты называл...
Этот... блатной певец... забыл... Трофим, который поступил туда годом раньше Кати. Еще - Игорь Хорошев (экс-Yes), на четыре класса выше. И многие впоследствии серьезно занимались музыкой.
Куда она затем пошла?
Стала учиться на музпеде, но за разгильдяйство ее выгнали со второго курса и... взяли туда же на работу как концертмейстера. Как студентка она им не годилась, а как пианистка, сотрудница института отлично их устраивала. (Смеется.) Работала она там долго, лет десять, до тех пор, пока всё не развалилось и не начали по два года задерживать зарплату.
Она ведь еще детские песни пишет?
Да, пишет детские песенки, у нее много-много учеников, и она ставит с ними детские спектакли.
Ты как-то говорил, что Морозова, когда пришла в группу, сыграла с ходу некий нотный текст, который никто до нее не мог осилить.
Да. Когда у меня возникла идея передачи басовых партий клавишнику, чтобы играть втроем, я носил с собой несколько листиков с нотами, в которых описал, что имею в виду. Мне этот материал казался вполне исполняемым, проверял на себе - а как пианист я вообще ни на что не годен! Подсовывал листочки то одному, то другому, но люди очень быстро скисали. А у Кати получилось. Часто так бывает, хоть и странно это: хорошо играющие люди не в состоянии исполнить какую-то ерунду. Мне кажется, это просто неспособность воспринимать что-либо новое.
А отчего возникла идея исключить басиста? Выше прочность конструкции?
Просто трудно найти народ, трудно собраться на репетиции и очень трудно, особенно тогда, было отстраивать звук на концертах. Клавиши на тот момент давали неплохое решение - клавишный бас, с одной стороны, слышен, с другой - не мешается с остальными партиями. Но я и сейчас не против басиста, просто пока не вижу их, настоящих... Ну, на иностранных дисках иногда бывают. (Смеется.)
Итак, была группа, была студия, возможность записываться, но студийного альбома до сих пор нет.
Сапожник без сапог. (Смеется.)
Но если бы это было надо, оно бы состоялось. В чём причина? Была, как мы знаем, цепочка неприятных событий (крах винчестера, кража студийного компьютера после концерта в клубе Оракул.)
Цепочка неприятных событий - это само собой. Но материал Космобоба, в основном, уцелел. Осталось кое-где гитару переписать, где-то - клавиши, и, самое главное - свести всё. А в сведении и заключается проблема. Потому что весь схожий западный материал, на который хочется равняться, записан исключительно хорошо. И выдавать что-то заметно худшее очень не хочется. Приходится учиться самому, на месте, ведь в России нормальных записей, за исключением какой-то электронной попсы, и не было никогда.
Этот вот перфекционизм - очень спорная штука...
Это не перфекционизм. Просто нужно соблюсти какой-то минимум. Без этого нельзя.
Но представь, как я у тебя беру интервью, и заявляю, что, поскольку я не диктор программы Время, то, пожалуй, не буду ничего говорить. Схожая ситуация.
Это не схожая ситуация. Потому что музыка - это звук.
Мысль и звук.
Мысль - это то, что можно зафиксировать на бумажке.
Недавно у меня была по этому поводу беседа с товарищем, который меня убеждал в том, что музыка - это ноты, записанные на бумаге. Что хорошая песня в любом исполнении остается хорошей песней. Единственное, чем я его смог пронять - примером с Джокондой. Возьмем картину, сделаем с нее паршивую копию - мы получим то же произведение искусства, или нечто иное?
Получим репродукцию.
Или, быть может, под картиной мы понимаем некий алгоритм ее написания? Так кому он будет понятен, кроме как художнику?
Да и ему самому не будет.
А ноты - это как раз упрощенный алгоритм создания песни. Причем эта система записи более-менее адекватно передает только музыку максимум 18-го века. Затем всё это наслаивалось, условностей становилось всё больше. Всё больше появлялось вещей, которые передаются исключительно из рук в руки, от учителя - ученику, от мастера - начинающему. Даже сочинения Бетховена, не говоря уже о более поздних произведениях, исполнить правильно, пользуясь только нотами, невозможно. Нужен тот, кто сыграет, кто даст понять, как должно быть на самом деле.
Это я к тому, что музыка состоит из начальных идей, из исполнения и из записи, которая включает звуки, в ней использованные. На каждый звук затрачено изрядное количество времени. Музыка Космобоба записывалась в разных местах, в разных условиях, ошибок было наделано много, и надо всё это приводить к общему знаменателю.
Вспоминаю эпопею с изданием записи выступления на фестивале ИнПрог-2003 (Live@lnProg), когда надо было стоять у тебя над душой, убеждая: Ну, не так всё это ужасно! - Нет, ужасно! - Нет, ну может, всё-таки чуточку нормально? - Ну ладно.
(Смеется.) Тут особый разговор...
Но мы же не будем этот печальный эпизод пересказывать... или будем?
Факт есть факт, чего уж там... (Сердито.) Ну с кассеты у нас запись! С кассеты!
Но люди, которые слушали кассету, то есть итоговый компакт-диск, говорили, что запись отличная!
Меня тоже это удивляло. Когда даже люди, работающие звукорежиссерами, спрашивали: Как сводил? Никак не сводил. Крутил, чем мог. Двухканальная запись. Сведения никакого. Вот.
Значит, всё хорошо, на? самом деле. (Смеется.) Вот люди из клуба Релакс просто прыгали от радости: Ах, это записано у нас!!!' Но вернемся к Космобобу. Почему Бобровский ушел из группы?
Он заинтересовался другими вещами. Сейчас он занимается попсой. С Бабкиной, например, играл. Еще был ряд моментов... (Отвлекается.) Так, сейчас я это чудовище заберу, а не то оно отъест у тебя уши. (Забирает кота.)
И вместо Космобоба появилась тогда еще безымянная Kostarev Group. Поговорим о новых участниках, о том, как ты на них набрел...
На Юру (Лопухин, флейта/саксофон) - через Интернет. Искал, с кем мне поиграть, наткнулся на группу Жмурки, где выступает Юра и поет Рита Лопухина, приехал к ним и понял, что это именно те люди, с которыми стоит общаться. А Гена (Лаврентьев, скрипка/табла) был приятелем одного из моих учеников в музыкальной школе, в частности, дружил с Шамраем, гитарных дел мастером, который тогда у нас проходил как басист.
Гена - безумно интересный человек, расскажи о нём вкратце...
Что там рассказывать! Надо слушать, что он играет. Видеть его на сцене. (Улыбается.)
Откуда в нём его индийство?
Как он пришел к увлечению этой культурой, я не знаю, но давным-давно при индийском посольстве были какие-то курсы, где иностранцев приобщали к индийской культуре. Он там занимался; затем Гену отправили в Дели на более серьезное обучение. Он и сейчас время от времени бывает в Индии.
А Панкратова он привел?
Нет. Впервые я обратил внимание на Андрея (Панкратов, ударные), когда мы бились в студии над одним материалом, очень неритмичным и плохим, где он смог все переписать и выровнять своей игрой. Потом нас с ним уже специально познакомили.
То, что они в Раде и Терновнике играли - совпадение?
Просто совпадение. Но у Рады вообще играли очень и очень многие...
Еще одна интересная тема для обсуждения - твоя подвижническая деятельность на почве проведения всяческих прог-вечеринок. Когда это было?
С 97-го по 99-й год.
Как ты решился?
(С ужасом.) Не знаю.
А каковы самые яркие впечатления?
Постоянно откуда-то всплывали люди, играющие что-то интересное. Как они выходили на меня, я понятия не имею! Я не вел никакой активной деятельности, просто писал в студии всех, кого мог. А когда мы начали играть, то естественно, искали, с кем еще выступать. Обозвали всё Музыкой для Мозгов, и на какое-то время этот слоган сработал. Народ ходил, как ни странно.
Кого бы из участников тех концертов ты особо отметил?
Постоянно участвовали X-Rays, правда, уже в не лучшем их составе, музыка команды довольно близка нынешним NYL... Другая интересная группа - Sudden Life Band, там играл, в частности, Гена Лаврентьев. По вокалу они были очень похожи на Jethro Tull, плюс гитара, скрипка, авангардистские куски какие-то; в целом - совсем не Талл. Флейту на одном из дисков писал Саша Воронин, быть может, лучший флейтист, связанный с роком, он погиб несколько лет назад. Участник Ковчега Арефьевой, Николая Коперника, Оркестра Алеаторики...
Кто еще?
Арт-роковая группа S.L.A.P. Eternal Wanderers из Сергиева Посада - две девчонки. Очень странную музыку они играли...
Я их видел живьем пару лет назад, но с тех пор они куда-то пропали... А почему твои концертные акции затихли?
Они требовали денег, а окупались не всегда. Кроме того, причина в том, что ощущение новизны прошло и интерес к ним пропал...
Интерес - твой или публики?
Публики. Я-то чем занимался, тем и занимаюсь, по большому счету.
Интересно, а если в целом, то почему у нас не очень приживается такое направление, как арт-рок? Из всех групп, игравших в тех концертных акциях, только твоя до сих пор на плаву...
На самом деле их было больше. Например, Артель, которая потом объединилась с Сергеем Калугиным. У них отличный барабанщик, роскошный флейтист...
И всё же, почему это дело не живет? Взять джазовую сцену - есть клубы, публика ходит, все довольные, накормленные. Взять рок-андеграунд. Форпост, извините. Та же Рада и Терновник, которых я очень люблю, но подозреваю, что я в меньшинстве. У людей есть силы пахать лет пятнадцать, и есть своя публика...
У меня есть теория одна... За нее меня потом кто-нибудь попытается убить на месте, но... У нас ведь было совершенно кошмарное шестидесятническое явление под названием барды. И явление под названием Высоцкий. И на мой взгляд, Высоцкий и барды просто доделали работу Иосифа Виссарионовича по окончательному искоренению русской музыкальной культуры. Да, при Сталине были гонения на композиторов, но не очень сильные по сравнению с тем, что происходило в других отраслях науки и искусства. Худо-бедно оставалась музыкальная среда, и любая совковая песня при всей своей ублюдочности и одинаковости могла послужить базой для мелодий на целый современный попсовый альбом.
Симфонисты творили, Шостакович по балде получил, но писать-то продолжал! А барды предложили людям гениальный выход из положения. Музыку не нужно писать, потому что музыка не нужна вообще! Достаточно полутора аккордов на гитаре и подобия пения. Это и есть нынешняя русская музыка. Вот отправная точка окончательного загнивания русской музыки во всех ее проявлениях. Ведь для того, чтобы что-то убить, не нужно что-то убивать, нужно просто продемонстрировать, что без этого можно обойтись.
Постой, Высоцкий - это же великая фигура, гениальный человек, которого нельзя равнять с кухонными бардами...
Чем больше его талант, тем больше его вина в том, что сейчас у нас шиш с маслом, а не музыка. Наказывать уже поздно, так хоть не молчать об этом и не молиться... Суть именно в нём, и если он для кого-то священная корова, так им же и хуже. Нечего жалеть! Никто по известности в 60-х с ним рядом не стоял, но только в приличном обществе простительней было перднуть во весь голос на спектакле в Большом, чем Высоцкого упомянуть. Только у него был такой талант и гиперпопулярность, чтобы всё развалить, а барды помогли.
Ладно, не будем друг друга убивать, пусть это останется твоим мнением. Так или иначе, в любой стране есть культурное явление, похожее на наших бардов...
Но во всех странах есть множество слоев. У нас же слоев нет! То, что называется русским роком, - всего-навсего тот же бард, только с барабанами. Критерий простой - если песню можно спеть просто так, под гитару, значит, она бардовская. Если она не требует аранжировки, не требует мастерства, если ее в состоянии исполнить любой человек, взявший в руки гитару, на третий день. А если хорошо учиться, то и на первый. Умение петь тут, естественно, тоже противопоказано.
Кстати, об умении петь. Почему ты противник вокала в музыке?
Мы только что обсудили, почему я являюсь противником русского вокала. Потому что это - обыкновенное бытовое, застольное пение. Домохозяйка помешивает кастрюлю ложкой и что-то там себе мычит - то, что она услышала по радио 15 минут назад. Пение бардов ничем от этого не отличается. Точно таким же является пение большинства групп.
Многие склонны считать это плюсом. Мол, песня хороша, если ее любой подхватит.
Ну так правильно! Значит, всё остальное просто не требуется. Понимаешь, у нас сейчас абсолютное засилье музыки с вокалом. Берешь любого классического композитора, и, скорее всего, у него будет равномерное количество музыки с пением и без, а музыка с пением - вовсе не обязательно пение одного человека, это может быть и хор, и еще что-то. А тут всё сводится к одному. Просто к пению под гитару.
Понятно. Допустим, есть широкие массы, которые ищут понятные с первого раза вещи. Но есть же аудитория прогрессив-рока, и немалая! Аншлаги на концертах Талл и Кримзон. Но эти слушатели почему-то не верят в то, что делается в России. В то, что это может быть нормально.
Потому что это еще не нормально. Я с этой оценкой согласен.
И что остается? Делать то, что ненормально, или ждать десять лет, пока...
Ничего не ждать. Если не делать, то и ждать будет нечего. Кто делает - тот делает. Слушатели могут ходить или не ходить, но если музыканты перестанут что-либо делать, то тема снимется сама собой.
Перестанут ли?
Не перестанут. Рок-н-ролл - американское явление, а англичане, которые принесли рок к нам, - это почти европейцы. Островитяне... Аборигены. Папуасы! (Смеется.) А прогрессив, в отличие от рок-н-ролла, от буги, где просто крутится квадрат двенадцатитактовый, имеет отношение к музыкальной форме. Я имею в виду, не только пе-сенно-куплетной. А единственная культура, в которой музыкальная форма получила развитие - это европейская классическая музыка. Ну нет других примеров! И получается, что прогрессив, по сути, европейская музыка. Поэтому любого европейского музыканта чуть-чуть, так или иначе, но клонит в сторону усложненной формы. А мы, хоть немножко, тоже европейцы. Поэтому вряд ли прекратится этот поток попыток что-то сделать. Просто потому, что они абсолютно естественны.
Беседовал Владимир ИМПАЛЕР



Читайте далее: ARBITRATOR: ARBITRATOR - Это классика! NEVERMORE: Интервью с Джеффом Лумисом (1999) NIGHTWISH: Игорь Поляков (гитарист CATHARSIS) о концерте NIGHTWISH 25 августа 2001 года NIGHTWISH: NIGHTWISH Ник Рок-н-Ролл: Жизнь с рок-н-роллом - интервью с Ником Рок-н-Роллом (2002) NIRVANA: Состояние Нирваны ALICE COOPER: Welcome To My Brutal Nightmare НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ: Пароходы высоты не боятся - интервью с Дианой Арбениной (2002) NOMANS LAND: Интервью с группой NOMANS LAND (17 мая 2003) НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС: Разлука - история альбома NYL: NYL: Pure art-rock - интервью с Олегом Резниковым (2004) ARENA: ARENA: Не просто так OCCULT: Интервью с Морисом Свинкельсом (2002) OMNIUM GATHERUM: Интервью с Маркусом Ванхала (февраль 2005) АРИЯ: АРИЯ. Мания Величия OVERKILL: OVERKILL: Fucking thrash! PAPA ROACH: Дихлофоса на них не хватает - интервью с группой (2002) FLASH: Пит Бэнкс & FLASH PENTAGRAM: PENTAGRAM - биография группы