Главная страница - Текущий раздел: Статьи

Ник Рок-н-Ролл: Жизнь с рок-н-роллом - интервью с Ником Рок-н-Роллом (2002)




Кто такой (и что такое) Ник Рок-н-Ролл - незнающему не объяснить. Его любят называть русским Игги Попом, - но формальной принадлежности к панк-тусовке, легендарного окружения, внешнего эпатажа, даже определенного мелодического (случайного, впрочем) сходства Старухи с The Passenger все же недостаточно для того, чтоб проводить четкие параллели. А уж Николай Францевич Кунцевич с Джеймсом Остербергом и вовсе не имеет ничего общего.
Игги Поп - всегда Игги Поп. Ник Рок-н-Ролл - всегда разный. Даже не в том дело, что он постоянно меняет города и музыкантов, а судьба его завязана узлами похитрее морских. Каждый его концерт - отдельное событие (и для него тоже). Каждый разговор - отдельная жизнь. Многие его боятся: в нем всего чересчур. Он чудовищно фактурен. Он великий актер. Изумительный собеседник. Он... да что там, его просто надо видеть.
В последнее время Ник зачастил в Питер - в апреле выступил на СКИФе и в клубе Молоко, в июне - на фестивале Окна открой и в Орландине. Как было не встретиться?

Что ты делал в последнее время?
Ник Рок-н-Ролл:
Я в Тюмени продолжаю культуртрегерствовать. Приглашаю туда различных хороших людей. 24 апреля играл Сергей Летов с САКС-МАФИЕЙ, 10-12 мая - 4-й фестиваль женского рок-вокала Сирин... Что касается группы ТРИТЕ ДУШИ, то это последние наши концерты. Мы уже попрощались с Москвой...
Что значит попрощались?
Ник:
Мы закрываем проект в том виде, в каком он сейчас есть.
Почему?
Ник:
Мы чуть было не вляпались в очень некрасивую историю: это та самая знаменитая клубная карусель, когда уже абсолютно теряются и атрофируются какие-либо чувства, эмоции. Играешь в том клубе, этом клубе - это замкнутый круг, это мертвяк. Джонни Роттен когда-то пел: Выйти из-под контроля. Мы чуть было не попали под этот контроль. Для того чтобы рубиться, играть в рок-н-ролл по-взрослому, как принято сейчас говорить, нужно провоцировать ситуацию, провоцировать ее постоянно. Нужно изменить структуру тела, - коли уж выходить, так выходить, - и сделать новую генерацию. Все эти пиары, ротации - это вчерашний день. Это технологии, которые достались нам в наследие от советского времени. Естественно, парням уже не хочется играть одну и ту же программу, да и мне уже не хочется все это делать - по той простой причине, что здесь, внутри меня, продолжает жить этот парень, Коля Рок-н-Ролл. Я попробовал поиграть в Ника Рок-н-Ролла, - нет, Коля Рок-н-Ролл гораздо сердечнее. И если мы сейчас сделаем все так, как мы хотим, то не будет никаких и в названии. Будет группа ТРИТЕ ДУШИ, где есть вокалист Коля Рок-н-Ролл, бас-гитарист Иван Баженицкий, гитарист и композитор Олег Румянцев и барабанщик Сергей Шестаков. И Толя Погодаев с нами еще сейчас играет.
Это постоянный состав?
Ник:
У нас произошла очень неприятная история, - никому об этом не говорил, а тебе скажу. В марте было три концерта, и Джейк - теперь он Дима Пашкин - просто не приехал на концерт. Мы в любом случае отказались бы от его участия, - потому что есть такие люди, которые себя оставляют позади. Он оставил себя в альбоме Падре. И те репетиции, на которые он опаздывал, - хотя ребята приезжали на них из Свердловска в Тюмень, - и те риффы, которые он предлагал в новых вещах... они были слишком хардовые. Естественно, мы будем заменять инструмент, - возможно, это будут клавиши, возможно, что-то еще... Мы отказываемся от гитарного звучания, и я все больше склоняюсь к тому, что это будет, скорее всего, рок-театр.
Это естественный ход?
Ник:
Да, - прежде всего, потому что ниша сквозит. Если рубиться, то на большой сцене, чтобы был светооператор, который ездил бы с нами, чтобы был звукорежиссер, который ездил бы с нами, чтобы был, скажем, пластический дуэт - я их называю image people, люди-образ. Потому что каждая притча, которая будет рассказана, должна четко читаться, должна быть иллюстрирована. Слишком много произошло событий, слишком много ушло в небо. Наивно думать, что всё на небе - нет, именно в небо. Это целая история... Но у меня нет времени, нужно спешить. Это необходимо, это не поспешность, все было сделано верно. А что касается Джейка, который ушел из группы, - когда человек в себе прерывает свою историю, он возвращает себя имя: Дмитрий Пашкин. Джейка больше нет, Джейк - примочка. На самом деле это очень серьезно, это как карма. И вот это то, что переполняет меня, я по-другому начинаю смотреть на все истории, которые были не выдуманы. И эти истории нужно запечатлеть. Самым лучшим запечат-ляющим моментом может быть только театр. Потому что лучше меня рассказать историю парня по кличке Коля Рок-н-Ролл никто не сможет. Я его создал. Выражаясь современным языком, Ник Рок-н-Ролл - это мой брэнд. Я предполагаю, что появится когда-нибудь режиссер, появится фильм, который четко расскажет об этом герое. Я предполагаю, что время героев - приходит.
Разве, наоборот, не уходит?
Ник:
Нет! Потому что я сегодня звонил Алексу Оголтелому, и у него все отлично, он снова работает там, где работал, он репетирует... Герои культуры почувствовали дно, герои вышли на поверхность! И новый тип героя, - если говорить о рок-н-ролле, - это нормальный человек без определенного возраста, но с определенным местом жительства. И это место жительства - его сердце. А в его сердце - рок-н-ролл.
Как ты в Питере себя чувствуешь?
Ник:
Честно? Волнуюсь, потому что для меня город Ленинград, он же Питер - это своего рода отчет о проделанной работе. Я сюда ехал, себя накручивал - а, блокаднички! - но... Я ж Питере никогда не играл! Ну, играл в НЧ/ВЧ, на квартирниках, а нормальные концерты - в первый раз! Я продолжаю считать Ленинград городом трех революций: буржуазной, октябрьской и рок-н-ролль-ной. Я действительно считаю, что концерт здесь - все равно, что выпускной экзамен. Мне действительно обидно, что я читаю FUZZ и вижу - я ведь имею право на свое высказывание? - все больше и больше такой странной фирмы. Я не ретроград, с Юлей Чичериной, скажем, мы друзья, но многое - такое фуфло! Помнишь, одна певица, Мелани Сафка, спела: Что они сделали с моей музыкой? Я, наверно, усложняю, я слишком засибирился...
Расскажи про Падре. Что это было?
Ник:
Сначала были концерты. И так получилось, что Олег Коврига нас спродюсировал. И я считаю, что, при всем том, что там есть звуковые огрехи при сведении, этот альбом максимально четко отразил наше рок-н-ролльное турне. Вдогонку уходящему альбому Падре, вдогонку уходящему проекту я хочу сказать, что я горжусь моими парнями. Ты не представляешь, какие это были поездки! А падре - это отец, который живет среди селян. Это не Папа, это не поп, это не священник, - это падре. Произносится: па-ад-ре. А отдельные номера в альбоме - Интро и прочее - это, наверно, то, о чем кричат психоделы на всех углах, но не могут собрать свою мозаику, свои арабески в ту или эту ладонь, положить на тот палец, загнуть этот... Вот что такое Падре, понимаешь? Это психоделическая мысль, которая, естественно, соткана из того, что называется эклектикой. Я отдаю себе отчет, что это одна из ипостасей рок-н-ролла...
А все твои предыдущие альбомы будут как-то издаваться или переиздаваться?
Ник:
Я думаю, это не будет издаваться. Я ведь не сидел в каких-то гримерках и медитировал, - я лил то, что на душу льется. Выходили альбомы, - это картинки, пластмассовые письма, если хочешь. Их выпускал Бигимот, потому что мой герой тогда был на грани фола, и никто не знал, когда я из Магадана в следующий раз приеду... И ребята каким-то образом поддерживали все это. Ник Рок-н-Ролл - это публичный образ, делай с ним, что хочешь, пиши, говори... А сейчас мне 41 год - не буду понтоваться и говорить, что мне, как всегда, 3751, - и, естественно, мне хочется студии. Мы писали Систему - она войдет во второй диск Трибьюта ГО, - и я обалдел от студии. Я просто понял, наконец, что такое студия. Это такой класс!
А как по-твоему, зачем этот Трибъют вообще сделан?
Ник:
Два номера я бы выделил из первого Трибьюта - БАБСЛЭЙ и Юля Тузова. Вот для этого и Трибьют. Это, знаешь, как учебно-производственный комбинат.
Мне кажется, что лучше Летова эти песни все равно никто не споет.
Ник:
Мелодичные песни, - а у Егора Летова они мелодичные - как раз и существуют для того, чтобы их перепевали. В своем Звездопаде он ведь тоже так сделал. Кстати, надо сказать, что мы с ним пожали друг другу руки... Мы взрослые парни, и по прошествии времени, видя много обсосов вокруг, я стал много щепетильнее относиться к тем людям, которые просто идут, как идут, и держат свою тему. Вот Егор - один из них. Что касается Трибьюта - ну а почему бы и нет? Мертвые ставят себе памятники - КИНОпробы, да? - а Егор взял, и при жизни... То есть не он взял, но он был согласен, - он всегда согласен. Кто-то его перепутал с кем-то, как всегда. А человек просто песни поет, - ну, и пускай себе поет. Я вот не пою мелодичных песен.
Ты вообще актер, а не певец.
Ник:
Естественно, я вот тебе и говорил о рок-театре.
Не все это понимают. Потому что актер обычно живет чужими жизнями, а ты...
Ник: Нет, бывает штукенция, которая произошла со мной. Я могу до бесконечности говорить о том, что такое сцена. Сцена - это субстанция. Там столько было сыграно боли, слез, радости и прочего, что она живет. И ты живешь с ней. Это не чужие жизни, это твоя собственная жизнь. Я играю Ника Рок-н-Ролла, прежде всего. А нажал кнопочку, и - бам! - я уже организую фестиваль. И мне не стыдно смотреть людям в глаза.
А они мирно живут - Николай Францевич Купцевич и Коля Рок-н-Ролл?
Ник:
Скажем так: они стали жить плотнее. Они стали друг другу помогать. Раньше такая драчка была - капец! А сейчас Кунцевич Николай Францевич сильно помогает Кольке Рок-н-Роллу. Кунцевич Николай Францевич его дисциплинирует. Если бы не Кунцевич, Кольке никогда в жизни не пришла бы в голову мысль выйти на сцену. В злате и серебре. Новый рок-н-ролльный герой - это злато и серебро; мужчина, который сам за себя платит, а не выстраивается в очереди. Я не музыкант, поэтому, наверно, и избежал всего этого.
Екатерина БОРИСОВА



Читайте далее: Дюша Романов: Вперед, флейтист! (отрывочные мысли обо всем Андрея Дюши Романова) Дюша Романов: Игнатий Истомин Человек с розовым сердцем ROXY MUSIC: ROXY MUSIC RUNNING WILD: Интервью с Рольфом Каспареком (1997) SAMSAS TRAUM: Интервью с Александром Каште (2005) SAMSON: Биография Пола Сэмсона SATYRICON: Интервью с Сатиром (1999) SEDUCER'S EMBRACE: Интервью с Алексеем Доховым (февраль 2005) АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ: Панк-рок по правилам и без - интервью с Андреем Пановым (май 1996) SEPULTURA: Макс Кавалера: автобиография (1999) GREEN DAY: Партия зеленых THE SEX PISTOLS: THE SEX PISTOLS SHADOW GALLERY: Интервью с Гэри Веркампом (январь 2002) АУКЦЫОН: Делать рок-н-ролл слишком просто Интервью с Леонидом Федоровым (1995) АУКЦЫОН: Бумс! И я живу другой жизнью - интервью с Леонидом Федоровым (2001) SINISTER: Интервью с Бартом (1999) SLAYER: Интервью с Томом Арайей (январь 2005) АУКЦЫОН: Как я стал предателем - история альбома SLIPKNOT: Через повешение