Главная страница - Текущий раздел: Статьи

FOCUS: Биография Яна Аккермана




Ян Аккерман (гитара, лютня) родился в 1948 г. в Амстердаме. В возрасте трех лет начал играть на аккордеоне, а с шести увлекся гитарой. Пять лет изучал этот инструмент в музыкальном лицее. Дебютировал в группе Friendship Sextet, профессиональную карьеру начал в 18 с собственной командой Johnny and The Cellar Rockets, просуществовавшей два года, там же познакомился с Пьером Ван Дер Линденом. Затем были The Hunters и The Brainbox, откуда прямой путь - в Focus. После ухода из этой группы и поныне занимается сольной работой, одновременно участвуя в проектах других европейских и британских музыкантов (советую послушать Two Sides Of другого гитарного уникума Питера Бэнкса (экс-Flash)). На его личном счету не менее двух дюжин акустических и электрических альбомов, бессчетное число гастролей по всему миру.
Аккерман - ярчайший представитель европейской джаз-роковой школы, до него находившейся в тени британских гитаристов. Там, где английские мастера основывались на американской - блюзовой - технике и собственных звездах (Джефф Бек, Эрик Клэптон, Джими Пейдж), европейцы предпочитали классику. А поскольку они всегда были чуток эклектичны в подходе к инструменту, их достижения доходили до широкого круга слушателей гораздо дольше, нежели более прямолинейные опусы штатовских и британских рок-братьев. Техника игры Яна сочетает классический звук акустики (в чем он более чем компетентен) с жесткостью электрической гитары.
- Меня посадили за пианино в 2 года, но из этого ничего не вышло. А когда через несколько лет я увидел в магазине небольшую гитару, которая стоила всего 10 баксов, то выпросил ее у родителей на Рождество. Я играл день за днем, год за годом. Как-то отец скзал, что я должен знать больше о своем инструменте и отправил меня учиться. Но когда дело дошло до экзамена по теории, мне указали на дверь. Нет, ноты-то я читаю хорошо…
- Первая электрогитара появилась у меня в 6 лет. Это был Egmond, довольно странный инструмент из триплекса, который выглядел как обожженное дерево. А усилителем мне служил древний радиоприемник.
- Первой командой, в которой я играл, были Friendship Sextet - парни, которым было за 20, а мне - всего 10. Я играл с ними только по выходным, и хотя ребята уговаривали моих родителей, те всегда отвечали: Он никуда не пойдет! Тогда я стал сбегать из дому, чтобы играть в ночных клубах, на рок-шоу. Обычно мы гоняли ритм-энд-блюзовую классику, Бадди Холли, Фэтса Домино и других. Проигрывателя у меня не было, и я стал слушать радио.
- Где-то в 68-м я оказался в Brainbox, и это было круто! У меня к тому времени в Амстердаме была плохая репутация музыканта, бегавшего из группы в группу, этакого гитарофила. Brainbox исполняли хардешник на манер Bad Company, только звучали гораздо хуже. Вся техника была самопальной. Я до сих пор не знаю, как делают усилители, но в те дни я делал их сам.
- В конце 60-х в Голландии котировался только джаз. Мы почти не знали английских гитаристов, может только Клэптона и The Shadows. Я в то время уже горел роком, вернее джаз-роком и преуспел в этом настолько, что, когда слышал что-то из Бека или Клэптона, меня это уже не интересовало, я это уже и сам умел делать. Точнее, я играл так еще до них. Клэптон звучал красиво и точно, но мне больше нравились джазмены. Несмотря на это, я всегда оставался рокером, только в европейском варианте. Я не слыхал, чтобы кто-то играл как я. Конечно, все люди разные и поэтому играют по-разному. Но у меня всё другое: ритм, техника, гармонии, а главное - мышление. Я могу сказать, что я - техничный гитарист, но это - не главное. Речь идет о тональности игры, блестящем звукоизвлечении, верном нажиме на медиатор, правильном вибрато…
- Я и сейчас пользуюсь старым Les Paul, не слишком старым, года 70-71-го. Хорошая гитара не обязательно должна быть старой. Новые гибсоны тоже хороши, просто, как и со старыми, их надо подогнать под себя. Я просто убираю с инструмента всё и ставлю заново, в первую очередь лады.
- Focus всегда был для меня одной из немногих групп, умеющей катализировать любовь к музыке. Нам удавалось превращать эту музыку в подобие театра. Я знаю, что никогда не расстанусь с гитарой и музыкой. Кому-то удается, и это - нормально. Каждый выбирает свой путь к Небесам. Не знаю, как попасть туда с помощью гитары, но это и не важно. Если кто-то говорит, что ему не понравилась моя музыка, это не причина бросать играть. Я это чувствую.
Что ж, думаю, наша встреча с Яном - далеко не последняя. Надеюсь, у нас есть повод и время поговорить об этом удивительном музыканте более подробно. Но это будет уже другая история.



Читайте далее: FANDANGO (US): FANDANGO (US) HEART: HEART CARCASS: CARCASS CATASTROPHE BALLET: Современный примитивизм CATHEDRAL: Come to the Sabbath 21st CENTURY SCHIZOID BAND: 21st CENTURY SCHIZOID BAND CENTINEX: Интервью с Мартином Шульманом (2001) ЧАЙФ: Рыжий кентавр CHEAP TRICK: CHEAP TRICK ЧЕРНАЯ МЕТКА: Интервью с Заком (май 2006) CHILDREN OF BODOM: Злобные финские детки CHILLIWACK: CHILLIWACK HEAVY METAL KIDS: HEAVY METAL KIDS CINDERELLA: CINDERELLA CLAN OF XYMOX: Пусть течет кровь из носу в мире шоу-бизнеса! - интервью с Ронни Моорингсом (2004)