Главная страница - Текущий раздел: Статьи

DEEP PURPLE: Русская народная группа




Проблема всякого, кто сегодня собирается написать о группе Deep Purple, заключается в следующем: в России ВСЕ знают про Deep Purple всё. И тем не менее писать надо. Что и сделал Артем Липатов.
В пределах двух щелчков мышью и трех подъездов по соседству обязательно найдется знаток творчества группы Deep Purple гораздо лучший, чем автор этой статьи. Однозначно.
Сайты, форумы, сообщества торговцев бутлега-ми, поклонники первого состава, сторонники Блэкмора, адепты Лорда и даже один человек, тихонько шепчущий, что с Джо Линн Тернером они тоже были ничего себе - тихонько, чтоб не побили... А еще граффити. В отличие от прочих форм этого великого народного волеизъявления, надпись Deep Purple на стенах и заборах встречается немногим реже, чем Главное Граффити России - да-да, то самое, трехбуквенное. С ума сойти. Тем не менее для материала об этой группе снова требуется журналист-автор. О другом не попишешь.
Прежде всего потому, что Deep Purple на протяжении вот уже тридцати лет - главная группа нашей страны. Этому можно не верить, можно с этим спорить, можно просто слушать Radiohead, но сделать с этим ничего нельзя. Факт остается фактом - наши меломаны в какой-то момент перескочили с психоделического биг-бита Сержанта Пеппера прямо в самый что ни на есть хард-рок. Спрашивать у среднестатистического советского меломана в середине 70-х годов, кто такие Grateful Dead, было бесполезно. Deep Purple знали все. В Лондоне богом называли Клэптона, в СССР просто молчали, потому что и так было ясно: мужики как на подбор, с ними дядька Черномор. Блэкмор, вы поняли? В чем здесь секрет? Да скорее всего в том, что в России в шкале вечных ценностей куда выше стояли твердая мужская рука и крепкий удар, чем отвлеченные философствования. То есть философствовать можно - за стаканом, но до определенного предела, за которым как раз и наступает черед мужской руки и того самого крепкого удара. Куда тут калифорнийским психоделикам! Даже московские хиппи конца семидесятых, и те слушали Deep Purple...
Впрочем, пройдемся-таки (последний раз! по многочисленным просьбам публики!) по вехам. Коротко и емко. Итак: 1968-69, первый состав (Ричи Блэкмор, певец Род Эванс, органист Джон Лорд, барабанщик Иэн Пейс и басист Ник Симпер). Очевидно, что у руля - Лорд с его тягой к баховскому органу и помпезности. Однако все это мало напоминает тот Deep Purple, который мы знаем и любим. Видимо поэтому Симпер и Эванс покидают группу. 1969-73 (оставшееся трио + вокалист Йен Гиллан и басист Роджер Гловер). Золотые годы состава, определившийся саунд, взвесь лордовского органа и блэкморовской гитары - уже на равных. Группа обретает свой истинный голос в лице христососуперстарного Гиллана. Пластинки, гастроли, пластинки, гастроли, максимум хитов, один другого хитовее. Но - напряжение, конфликты; вокалист с басистом как пришли, так и ушли. 1973-75 (приходят вокалист Дэвид Ковердейл и басист Гленн Хьюз). Новый певец делает все, что хочет перетянувший на себя одеяло лидера гитарист, но с Блэкмором конфликтует новый басист, которого тянет в сторону фанка и соул-музыки. Ричи, чей скверный характер давно уже притча во языцех, говорит, что хочет уйти - и уходит. 1975-76 (нового гитариста зовут Томми Болин). В рядах поклонников - паника: ну как может пришлый американец с сомнительным джаз-роковым прошлым заменить Самого?! Они не принимают самый недооцененный альбом группы, записанный с Болином (пластинку, отмечу, очень небанальную и свежую). Гитарист тем временем переходит практически целиком на героиновую диету, срывает гастроли, увольняется - и вскорости умирает... На этом первый этап существования супергруппы заканчивается - причем как нельзя более своевременно: практически у всех участников активно (правда, с разной степенью удачи) развиваются сольные проекты, а чисто исторически акценты внимания смещаются в сторону панка и новой волны...
1984-94, возрождение классического состава с последующими вариациями. Камбэк по полной программе, мощная пластинка Perfect A Strangers (с абсолютно еврейским проигрышем Блэкмора в песне Поцелуй цыганки!), чуть менее удачная следующая, новый этап борьбы за одеяло. Опять уходит Гиллан, приходит Джо Линн Тернер (вокалист блэкморовского (Rainbow), поклонники сильно нервничают. В конце концов уходит Блэкмор, и некоторое время в группе играет шлифовщик грифов по имени Джо Сатриани. 1994-настоящее время (новая стабильность). Кто бы мог подумать, что очередным положительным фактором для Deep Purple станет окончательный уход гитариста со скверным характером? А вот пришедший на его место Стив Морз устаканил ситуацию, принципиально отказавшись от манеры предшественника, чем поначалу расстроил фанатов - но только поначалу. И пластинки пошли одна крепче другой - что Purpendicular, что Abandon. Лорд стареет, хворает; похоже, он просто устал - немудрено! Его все чаще подменяет Дон Эйри из Rainbow... Вот, собственно говоря, и все. То есть - было все до недавнего времени, пока не стали просачиваться слухи о выходе нового альбома Deep Purple.
Удивительно, как эти люди умудряются так красиво стареть? Откуда в них эта потрясающая витальность, умение вести себя так, что их нисколечко не жалко - наоборот, есть чему позавидовать! Благородные седины, уверенность рук, а главное - нежелание клонировать самих себя. Случай Deep Purple служит превосходной иллюстрацией этому тезису: все последние работы группы - продолжение взятого некогда курса, а вовсе не топтание на месте. Велик ведь искус почивать на лаврах, таких мягких, удобных, регулярно поставляемых как старыми, так и новыми поклонниками и подкрепляемых бесконечными гонорарами от новых переизданий старых работ... Но нет, каждый новый диск дышит свежестью, от каждой практически песни веет настоящим и живым. Вот и с альбомом Bananas дело обстоит именно так. Перед нами - результат деятельности людей, прошедших искушение всем, чем только можно, тем, что нам никогда и не снилось, людей взрослых, умных, обладающих изрядным чувством юмора и умеющих жить в гармонии с собой и миром. Да, чуть не забыл - они и к самим себе относятся со здоровым скепсисом, что отлично видно на концертах. Результат этот абсолютно узнаваем (зачем, действительно, рядиться в чужие одежды?!), но насыщен несколько иными, новыми красками. Пожалуй, это один из самых оптимистических, не сказать веселых, альбомов группы, в котором, впрочем, нашлось место и лирике-романтике, и вдумчивым инструментальным партиям, и некоторой, свойственной возрасту группы, затаенной печали... Впрочем, ребята ловят свой кайф, - так когда-то пел, правда, про других людей, один наш соотечественник. Вот и Deep Purple совершенно очевидно получают огромное удовольствие от того, чем занимаются - а это ли не залог того, что темно-лиловые не устареют даже тогда, когда окончательно состарятся? Пусть и немного будет в истории хард-рока великолепных стариков. Пока что их, пожалуй, больше в блюзе, среди бардов и адептов этники - что ж, у любимой группы российских меломанов есть великолепный шанс стать одними из первых.



Читайте далее: WARHAMMER: Интервью с Некро (2002) BAL-SAGOTH: Воспоминания о будущем W.A.S.P.: Интервью с Блэки Лоулессом (Blackie Lawless), записанное в период выхода альбома Unholy Terror (15.04.2001 Мюнхен) WATAIN: Интервью с Эриком Даниельссоном (май 2005) Roger Waters: Больше пинкфлойдов хороших и разных! Отчет о концерте Роджера Уотерса в Москве 29 мая 2002 года. HALLOWS EVE BAL-SAGOTH: Интервью с Байроном (1999) WHITESNAKE: WHITESNAKE WITCHERY: Интервью с Патриком Йенсеном (1999) WITHIN TEMPTATION: Интервью с Джероеном Ван Вином (декабрь 1999) Stevie Wonder: Stevie Wonder YARDBIRDS: THE YARDBIRDS YES: YES YOUNG GUNS: Интервью с группой YOUNG GUNS (1992) ЗЕМФИРА: Стал Земфиру слушать - много понравилось Интервью с Земфирой ЗЕМЛЯНЕ: То, что хочу Интервью с Игорем Романовым (1995) HAMMERFALL: На пути к совершенству - Йоаким Канс об альбоме Crimson Thunder ZEROMANCER: Интревью с Кимом Льюнгом (2005) BARON ROJO: BARON ROJO