Главная страница - Текущий раздел: Статьи

Б.Г. и группа АКВАРИУМ: Андрей Тропилло




Андрей Владимирович Тропилло родился 21 марта 1951 года в Ленинграде. Непрямой ближайший потомок артиста Сергея Филиппова (Карнавальная ночь и пр.). С пятого класса увлекался радиолюбительством. После школы учился на физическом факультете Ленинградского Университета. Служил в армии. После армии по случаю купил сломанный полупрофессиональный магнитофон Ухер (19 скорость, сквозной канал), починил и продал, так и не воспользовавшись. В 1976 году через Гребенщикова знакомится с Машиной времени (Гребенщиков этого факта не помнит и знакомство относит к более позднему периоду). Сначала организует Машине концерты на физфаке, на Ржевке, в Петергофе и в других районах. В 1978 году Машина отдает Тропилло свои записи, и он делает из них альбом День рождения.
Как положено - с обложкой. Альбом расходится умопомрачительным тиражом - 208 экземпляров (это только сосчитанные Тропилло с обложками). В 1979 году Тропилло делает Машине следующий альбом - Маленький принц, а потом какой-то еще.
В 1979 году Тропилло стал руководителем кружка звукозаписи Дома пионеров Красногвардейского района. Над кружком шефствовала фирма Мелодия, и в пионерскую студию списывалось негодное, но профессиональное оборудование.
В 1979 году в знаменитый дом Фалалеева на Каменном острове, где тогда квартирует Гребенщиков, приходит Тропилло, где-то услышавший записи Аквариума, и предлагает услуги своей студии. По версии Тропилло, былое шапочное знакомство с Гребенщиковым восстановил Макаревич.
Эта встреча, как известно, стала поворотной в судьбе Аквариума, позволив в отсутствие нормальной концертно-гастрольной жизни реализовать концепцию звукозаписывающей группы, регулярно выпускающей альбомы с новыми песнями, которые, собственно, и сделали Аквариум широко известным по всей стране.
Тропилло можно считать первым отечественным продюсером в мировом понимании этого термина. Много лучше аквариумистов представляя возможности собственной студии, а также вообще принципы звукозаписи, он серьезно влиял на формирование альбомов, их звук и студийные версии многих песен. Периодически сам подыгрывал или подпевал на некоторых номерах.
По следам Аквариума в студии Тропилло в 80-е годы записываются Зоопарк, Кино, Алиса, Ноль и другие.
Тропилло был настоящим подвижником записи. Он не только писал всех, кто был ему симпатичен, бесплатно, рискуя многим, на своей студии, но организовывал подпольные записи на оборудовании самой Мелодии (в основном в передвижном вагоне, приезжавшем изредка из Москвы писать классику).
Многие склонны справедливо считать, что, не будь Тропилло, ленинградская рок-музыка не развивалась бы так успешно, а для потомков не осталось бы никаких следов от отечественного рока. Не нужно быть источниковедом, чтобы обратить внимание на то, что славу отечественного рока составили именно те группы, чьи альбомы и песни стали известны своевременно благодаря Тропилле.
С наступлением перестройки Тропилло принял активное участие в придании официального статуса различным своим экспериментам. Летом 1988 года именно он организовал фестиваль Ленинградского рок-клуба на Зимнем стадионе, привлек телевидение и какие-то звукозаписывающие силы. Осенью 1988 года он был выбран директором Ленинградского отделения фирмы Мелодия. На этом месте он ведет довольно странную, отчасти подвижническую политику - дает возможность записать дебютные альбомы чуть ли не всем тогдашним городским рокерам. В официальном кресле он удерживается недолго - вскоре его съедают собственные подчиненные, также желающие определять политику студии. Тогда же Тропилло начинает переиздавать на виниле им же записанные альбомы Алисы, Кино и других. Юридически неграмотные музыканты, ничего не слышавшие о смежных правах, обвиняют его чуть ли не в воровстве (особенно в этом преуспело Кино).
Уйдя с Мелодии, Тропилло вместе с писателем Александром Житинским проводит серию фестивалей и концертов под крылом журнала Аврора, которые также остаются в анналах звукозаписи.
Одновременно, виртуозно пользуясь несовершенным российским законодательством, на свежесоздан-ной собственной фирме Антроп начинает выпускать на виниле классику мирового рока, поражая воображение апологетов чистоты жанра фантастическим оформлением конвертов (хрестоматийный пример - Дмитрий Шагин на обложке Лед Зеппелин и сообщение на обложке дисков Битлз, что записи взяты из коллекции Коли Васина). Тогда же Тропилло создает некое совместное предприятие с поляками и первый в стране пробует наладить выпуск отечественной музыки на аудиокассетах. Правда, он успевает выпустить только дебютный альбом Трилистника Матросская тишина и какую-то духовную музыку.
В 1991 году он создает Продюсерский Центр рок-н-ролльных приходов Единой Евангелическо-Лютеранской Церкви России. Эта организация проводит ряд концертных акций, но в основном деятельность Тропилло под крылом церкви сводится к выбиванию питерской студии Мелодии из здания бывшей лютеранской кирхи на Васильевском острове. Студия же Тропилло располагается на Петроградской стороне. В своей Тропилло позволяет и приятелям, и перспективным в его понимании группам записываться бесплатно.
В начале девяностых годов Тропилло увлекается идеей замораживания и строительства некоего центра по бальзамированию людей. По легенде, он очень расстроился, получив отказ от родственников Сергея Курехина на предложение воспользоваться этой методикой. Деятельность Тропилло на церковно-загробном поприщах подталкивает бывшего рокера Владимира Рекшана на создание многотомного романа-катострофы с главным героем Тропилло. В 1999 году наконец реализовал мечту и построил завод по производству компакт-дисков.
Тропилло великий законник. По легенде, именно ему мы обязаны легализацией пиратских дисков с западной музыкой. Тропилло придумал так называемые лицензии, приобретая которые у РАО, пираты делают свою продукцию легальной.
К сожалению, память рок-музыкантов оказалась короткой, а сердце неблагодарным. За исключением Аквариума, признающего звукозаписывающие заслуги Тропилло, другие рок-звезды, переиздавая свои архивы, предпочитают с Тропилло не делиться. С группой Алиса, говорят, Тропилло чуть не дошел до суда.
Пожалуй, Тропилло самый великий и самый неоцененный герой в истории отечественной рок-музыки. Единственный в этой истории истинный подвижник.
Анна Черниговская



Читайте далее: THEATRE OF TRAGEDY: THEATRE OF TRAGEDY: Понятие атмосферности THEATRE OF TRAGEDY: Интервью с Лив Кристин Эспенаес (02. 1998) GROUNDHOGS: GROUNDHOGS THE GATHERING: Интервью с Аннеке Ван Гирсберген и Гансом Руттеном (2003) THE GATHERING: 1994 - 1995: Mandylion THE GATHERING: if_then_else и все все все... THEODOR BASTARD: Интервью с группой (февраль 2004) THORNS: Десять лет спустя - интервью со Снорре В. Рашем (2001) THORNS: Интервью со Снорре Рашем (2001) БИ-2: ИNОмарки паркуются - интервью с группой (июнь 2004) 10cc: 10cc TO/DIE/FOR: TO/DIE/FOR в Москве - репортаж с концерта (07.03.05) ТОРБА-НА-КРУЧЕ: Час Времени - Макс Иванов представляет новый альбом группы ТОРБА-НА-КРУЧЕ GUNS N 'ROSES: GUNS N 'ROSES TRAFFIC: TRAFFIC TRAIL OF TEARS: Интервью с Ронни Торсеном (2002) БАБСЛЭЙ: Елдырина Слобода - Катя Федорова представляет дебютный альбом группы БАБСЛЭЙ T. REX: T. REX TRISTANIA: Биография группы TRISTANIA