Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ЧИЖ и Со: Медали за выдержку или 10 лет брака и не только…




Сергей Чиграков переехал в Питер тогда, когда первая волна отечественного рока уже практически сошла на нет. Может быть, поэтому Борис Гребенщиков с упоением исполнял на своих концертах хит Чижа Хочу чаю, а все радиостанции загоняли Вечную молодость.
Я помню, как на один из первых концертов Нижа в рок-клуб пришла совершенно разная публика: от хиппи до новых русских, которые, собственно, еще так не назывались. И у всех его песни вызывали чувство ностальгии по андеграундным временам. Он быстро понравился всем, но, что гораздо важнее, никого не раздражал. В тот момент основной заслугой оказалось само его явление на фоне симптома пропавших баррикад, которым заболели почти все наши музыканты. А его хиппизм и песни о любви выглядели, как ни странно, оппозицией политике, захлестнувшей страну.
Сегодня Чиж заматеревший музыкант; один из немногих, кто может себе позволить любую импровизацию на сцене. Иногда он сам не знает; как и сколько будет звучать та или иная его песня. Он продолжает спокойно, не впадая в лихие эксперименты, идти тем путем, который выбрал в юности. Но человек со временем меняется. Так какой же Чиж сегодня?
У каждого свои игры
- Сережа, как ты думаешь, почему мы, слушая отечественную музыку, пытаемся уличить автора в плагиате!
- Ой, не знаю. А почему то, что у нас называют плагиатом, на Западе считают традицией? Ну, прямо-таки во всем мы и вторичны? А наш фольклор. Вот Вермишель Оркестра вдруг заиграли шотландскую и ирландскую народную музыку. Я не думаю, что они такие уж шотландцы. Наверное, плохо знают нашу музыку. При этом фольклорную тему разрабатывают другие более конъюнктурные коллективы: Золотое кольцо, например. Теперь это современные народные песни. Их поют за столом.
- Может, было бы лучше, если бы пели твои?
- И мои поют, я слышал.
- Но ты сейчас исполняешь много старых советских песен. Почему! Неужели своих не хватает?
- Если ты имеешь в виду альбом Бомбардировщик, так он специально был так задуман. А новый альбом уже записан.
- А у тебя нет такого ощущения, что ты в своем творчестве как бы застыл в мертвой точке?
- Нет. Я играю в устоявшемся стиле. У нас же как рассуждают: если человек верен своему направлению, то он не развивается, а если от альбома к альбому экспериментирует - сразу называют проституткой. Но тогда можно то же сказать и про Боба Дилана, мол, всю жизнь простоял в одной точке. А ему взяли да присудили какую-то крутую американскую премию за вклад в литературу.
ТЫ УШЛА ЗА LM-ом...
- У тебя столько песен о любви. Наверное, каждая посвящена какой-нибудь девушке!
- Так это же хорошо! Девушки - это вечный источник энергии.
- А какие тебе нравятся девушки?
- Разные. Именно потому, что они такие разные, они и хороши. Важно, чтобы девушка была ненавязчива. Еще не люблю наглость и неприличное поведение. Остается внешность. Ум и характер, желательно веселый, потому что я сам по себе очень грустный человек. Вообще я женщин люблю всех. А жену больше всех. Уже вижу, как она это прочитает и потом мне голову оторвет.
- Наверное, из-за девушек и музыкантом решил стать?
- В то время это была единственная возможность показать себя. И девчонкам хотелось нравиться, конечно. Я ходил с гитарой по городу и пел песни, иногда такие известные иностранные хиты, на которые у меня сейчас наглости не хватит. Я тогда пел все подряд. Девушкам особенно нравилась песня Напиши мне письмо. Я орал так, что люди в микрорайоне окна закрывали. Мне до сих пор нравится сам процесс игры, была бы песня хороша. А для меня единственный критерий - можно ли ее петь за столом. Бывают, конечно, исключения. Но мелодия должна быть.
- А песня Перекресток...
- Это та, которая о мужчине?
- Была такая шутка. Я ее переписать хочу. В альбом ставить не буду, но на концерте когда-нибудь обязательно спою. Уже первую строчку придумал: Ты ушла за LM-ом где-то возле шести.
- Круто! А о чем твоя последняя песня!
- Спроси - не отвечу. Кому-то друг, кому-то - нет. Разбирайтесь, пока не умер. Вот об этом песня. Это вам, журналистам, решать.
- Ты о смерти часто думаешь?
- Сейчас нет. А в юности думал. Представлял, как умру. Красиво, очень красиво. И чтобы девушка на могиле рыдала. Я сейчас уже не помню всех деталей, но можно догадаться.
- Твоя татуировка - кружка пива с надписью: Тормоза придумали трусы - это из той же серии!
- Если считать, что я не хочу становиться взрослым, то да. Мы с Полковником еще в 1996 году вместе пошли и одновременно сделали одинаковые татуировки.
10 ЛЕТ БРАКА

- Как ты думаешь, а что наши дети будут петь за столом?
- Не знаю. Наверное, рэп под перестук ложек.
- А что твой сын слушает?
- Ему всего 12 лет, и он сам играет на скрипке и фортепиано. Из групп слушает Хенсон, там на барабанах сидит его ровесник.
- Он гордится, что у него такой знаменитый папа?
- Я думаю, ему до этого дела нет, ему гораздо важнее, чтобы я рядом был. А я приезжаю к нему три-четыре раза в год. По телефону часто перезваниваемся, но это же не то.
- А дочь у тебя от второго брака?
- Да, ей 6 лет. Это такая непоседа. Ни минуты покоя. Бывает, только присяду в комнате, она прибегает и спрашивает: А что ты делаешь?. Я говорю: Песню сочиняю. Она допытывается: А про что?.: Отвечаю: Про что выйдет. Она продолжает: А про что выйдет?. Я уже выхожу из себя: Может, ты пойдешь мультики посмотришь?.. Она уходит. Секунд через 30 прибегает: Ну что, сочинил?.
- А твои песни она любит?
- Она много чего любит. Битлз часто слушает, даже поет. Из моих песен ей очень нравится Полонез. Это же она придумала фразу: Давай разроем снег и найдем хоть одну мечту. И я тут же сочинил всю остальную песню. Ей тогда 4 года было. Такие дела, брат я придумал, когда с ней танцевал.
А еще ей нравится Филипп Киркоров. Видный мужчина. Все время спрашивает: Когда у нас будет его компакт?. Я говорю: Никогда. Она очень расстраивается.
- Сережа, ты ведь на Оле давно женат?
-Да.
- Я понимаю, быть женой известного рок-музыканта -- не сахар. Но, когда я вас вижу вместе, мне почему го кажется, что она крепко держит тебя в руках, даже немного давит.
- Нет. А чем она может давить? Можно сказать, она меня спасает. Я же себя знаю. Если она не будет меня дергать, меня обязательно споят. Она уже перепробовала все методы. Ласка, например, вообще ни к чему не приводит.
- Часто ругаетесь?
- Нет. Мы же знаем друг друга как облупленные. Тут как-то сидели и вспомнили, что женаты уже 10 лет. Я этот срок не заметил. Мы решили, что нам по медали положено. Ведь выдержали друг друга. Я же на самом деле не сахар. Запросто могу накричать, правда потом всегда жалею. Оля вписывается в мое понятие о доме: чтобы чисто было, чтобы еда всегда была. У меня ведь график сдвинутый, поэтому могу ночью встать поесть.
КРУГОМ ОДНИ АМЕРИКАНЦЫ

- Как ты относишься к фанатам!
- Очень хорошо.
- Но ведь что-то же раздражает?
- Неоправданное панибратство. Когда подходят и хлопают по плечу и так далее. Из-за этого я очень люблю в Москве с Дибровым гулять - все смотрят на него. Один лишь раз кто-то сказал: Смотри, Чиж идет. Дима тогда очень удивился, что узнали меня, а не его.
- Я слышала какую-то историю смешную, когда тебя группа где-то в степи потеряла.
- Было такое дело. Не совсем в степи, правда. Был какой-то большой фестиваль за городом. Нас должны были увезти на вокзал, так как на следующий день у нас был концерт в другом городе. Они все уехали, а меня забыли. Я задержался в гримерке, выхожу на улицу, а уже и нет никого. Время - около одиннадцати вечера. Темно, холодно, то ли снег, то ли слякоть и никого вокруг. Одни какие-то угрюмые рабочие в здании провода сматывают. На улице с одной стороны поле, с другой - кладбище. И я стою один с гитарой, глаза вытаращил. До города пилить полчаса на автобусе, но они уже не ходят. Да и в том городе знакомых нет. За мной, конечно, позже приехали. Обнаружили, что меня нет, когда в вагон стали садиться. Но мне тех часов хватило. Я группу потом догонял сам.
- Ты бываешь в таких интересных местах...
- И везде что-нибудь происходит. Я помню в Омске для меня было откровением, что Омск означает Отдельное Место Ссылки Каторжан.
- А где тебе больше всего не понравилось?
- В Лос-Анджелесе. Нет, он прикольный. Там море, лениво, жарко. Белые штаны... Но скучно. Другое дело Лондон. Кругом история - здесь Леннон покурил, там Мак-Картни пописал. Я, когда первый раз в Америку приехал, был на грани шока. Я тогда много пил, иначе все, труба, - кругом одни американцы. Потом понемногу привык, даже говорить по-английски пытаюсь, хотя на этом языке знаю всего пару фраз.
Совсем недавно Чиж опять побывал в Америке и приехал оттуда в шикарной ковбойской шляпе.
Конечно, прошли те времена, когда Чиж мог взять и устроить в подземном переходе двухчасовое выступление в пользу голодающих музыкантов.
С другой стороны, несмотря на желание оставаться молодым, он скорее зрел, чем юн, и статус рок-звезды диктует определенную манеру поведения. Но это может заметить лишь очень внимательный человек. Все затмевает море обаяния, которое от него исходит.
Елена ВИШНЯ
 



Читайте далее: THE GATHERING: 1997-1998: История альбома How to Measure a Planet? THE GATHERING: THE GATHERING БИ-2: Лёва и Шура Би-2 представляют новый альбом Мяу, Kiss Me THE GUESS WHO: THE GUESS WHO БИ-2: Интервью с Левой Би-2 (2001) TINDERSTICKS: Человек, который не смеется - интервью со Стюартом Степлсом (2001) TO/DIE/FOR: Остается одно - репортаж с московского концерта группы TO/DIE/FOR 8 января 2002 года. ТОРБА-НА-КРУЧЕ: Исключение из правил - интервью с Максимом Ивановым (2001) TOY DOLLS: TOY DOLLS - биография группы TRABANT: Ободрать ТАТУ - интервью с группой (май 2004) TRAIL OF TEARS: Интервью с группой (2001) TRAIL OF TEARS: Интервью с Рунаром Хансеном (2003) TRAVIS: Бритпоп не существует - интервью с Энди Данлопом (2001) BABYS: BABYS GUT: GUT - биография группы TRISTANIA: Интервью с Андерсом Хидле (2003) TUMULUS: TUMULUS U2: U2 U.K. SUBS: U.K. SUBS - биография группы