Главная страница - Текущий раздел: Статьи

Б.Г. и группа АКВАРИУМ: Борис Гребенщиков




Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Его отец был научным работником, мать долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском Университете социологом. Б. был домашним ребенком, воспитанным бабушкой. В 1963 году перешел в школу № 421, где классом старше учился его сосед по дому, ставший другом, Джордж Гуницкий. Б. влился в компанию Гуницкого, игравшую тогда в Три мушкетера, где Джордж был Д'Артаньяиом, а Гребенщиков занял освободившееся почему-то место Портоса. Позже их любимой игрой стала Помойя. Заключалась она в комплексных исследованиях помоек района. Повзрослев, они предпочли игры психоделические - приставали к старушкам во дворе с текстами типа: А у нас медитативный бред, осложненный маниакально-депрессивным психозом.
Старушки жаловались бабушке Гребенщикова, тогда сопровождавшей внука на прогулках.
В 6-8 классах друзья одновременно увлеклись драматургией, писали абсурдистские пьесы.
В то же время Б. начал проводить лето на даче в Сестрорецке, где его бабушка работала кем-то в пионерском лагере ВТО (ныне Союза театральных деятелей), с обитателями которого Гребенщиков подружился. Эта детская компания позже переросла в Аквариум и компанию вокруг него. В этом лагере Гребенщиков познакомился с Дюшей. Туда же частенько наведывался Гуницкий.
После 8 класса Б. перешел в математическую школу № 239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского университета. По окончании университета Б. несколько лет работал в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований, где уже работала его мать. После скандального выступления на фестивале Тбилиси-80 Б. уволили с работы (хотя некоторые утверждают, что его бы и так выгнали). Далее до середины восьмидесятых Б. трудился в разных местах, например, как и другие аквариумисты в разное время, в бригаде сторожей под началом у Дюши. Став членом профкома драматургов (некая суррогатная творческая организация, куда принимали неофициальных деятелей культуры, не имевших по разным причинам права и возможности вступить в официальный творческий союз, дававшая право не работать и считаться творческим работником), получил возможность нигде не работать.
Б. начал учиться играть на гитаре в 1968, притом сначала пробовал освоить семиструнку. Первой пеней, которую он как следует сыграл и спел, была Ticket to Ride The Beatles. В 9 классе средней школы какое-то время Б. играл в некой школьной группе в Автово. Сначала пробовал писать песни на английском. В 1971 году после прослушивания песни Джона Леннона God осознал необходимость писать по-русски.
В июле 1972 года, вернувшись с юга, Б. предложил Джорджу основать собственную группу. Основными источниками вдохновения на тот период были песни Джорджа Харрисона и группы Санкт-Петербург.
Был, есть и остается одним из отцов-основателей Аквариума.
В 1988 году Б. подписал долгосрочный контракт с американской фирмой CBS на выпуск 12 дисков за 8 лет. В соответствии с этим контрактом в 1989 году на CBS вышел диск Radio Silence, продюсером которого был Dave Stuart из Eurythmics, в записи принимали участие Anne Lennox из Eurythmics, Криси Хайнд из Pretenders, Александр Титов, Всеволод Гаккель и Дюша Романов. В 1990 году в Лондоне при поддержке Дэйва Стюарта Гребенщиков записал демо следующего диска (впоследствии эта запись получила на-звание Radio London, а в 1997 году ее издала российская фирма Solyd Records). В этот момент у CBS сменилось руководство, компанию купила фирма Sony, и обе стороны, не желавшие продолжать сотрудничество (Гребенщиков хотел вновь писать песни на русском, а CBS не устраивал Дэйв Стюарт как продюсер), тихо расторгли контракт.
В 1991 году после самороспуска Аквариума Гребенщиков собирает специальный состав для исполнения своих песен русского цикла. Впоследствии этот состав получает наименование БГ-бэнд. Группа существует до конца лета 1992 года, записывает один студийный Русский альбом, двойной концертник Письма капитана Воронина.
Осенью 1992 года Гребенщиков решает возродить название Аквариум. Вспомнив собственный постулат еще 70-х о том, что Аквариум это БГ+1, он вновь привлекает Александра Титова на бас. Квази-Аквариум, постоянно меняя составы, существует до лета 1997 года, записывает Пески Петербурга, Песни Александра Вертинского, Любимые песни Рамзеса IV, Кострому, mon amour, Навигатора, Снежный лев, Гиперборею. В мае 1997 года перед концертами к 25-летию Аквариума Гребенщиков распускает этот состав и дает обещание больше название Аквариум не возрождать.
Держит свое обещание до марта 1998 года. Весной 1998 года вновь дает это имя текущему составу Ляпин-Суротдинов-Кудряцев-Шавкунов. Осенью 1997 года одновременно в США и в России выпускает свой очередной сольный альбом Лилит, записанный с бывшим аккомпанирующим составом Боба Дила-на, группой The Band.
Зимой 1998 года на студии Добролет начинает запись альбома на стихи Гуницкого. Предполагается, что в записи кроме участников текущей группы примут участие В. Гаккель и Дюша Романов. Идея в процессе работы видоизменяется и к весне 2000 становится альбомом Пятиугольный Грех группы Террариум (см. обложку Арокс и Штер).
Б. продолжает экспериментировать с составами группы, что не мешает ему в 1999 году записать альбом Пси и выпустить в начале 2000 г. на самом модном в этот момент в России лэйбле Real Records.
В конце восьмидесятых годов, в основном под влиянием общения с группой художников Митьки, Б. начинает писать картины примитивистского плана, героями которых одновременно оказываются Сталин и герой ирландского эпоса Фердиад.
В середине 80-х годов пробует писать музыку для театральных спектаклей. В конце тысячелетия возвращается к этому опыту и записывает музыку для нового спектакля Кухня актера Олега Меньшикова, премьера которого проходит осенью 2000.
Кроме текстов песен и просто стихов пишет прозу: сказку Иван и Данило, пьесу В объятиях джинсни, неоконченную повесть Роман, который никогда не будет окончен. Впоследствии различные провинциальные драматические театры регулярно пытаются поставить Ивана и Данило.
С 1986 года пишет музыку для кино. Сначала вместе с Аквариумом музыку для трилогии Сергея Соловьева Три песни о Родине: Асса, Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви, Дом под звездным небом, документального фильма Алексея Учителя Митьки в Европе, фильма Александра Бурцева Город. В начале 90-х уже сольно для фильма Виктора Тихомирова Трава и вода, мультфильма Митькимайер, а в 1996 году для режиссерского дебюта своей старинной приятельницы, ныне живущей в Америке, Марьяны (название фильма и фамилия режиссера в связи с уровнем фильма утрачены для истории). В 2000 году возобновил сотрудничество с С. Соловьевым на фильме Нежный возраст.
В 1989-1992 годах Б. принимает участие в съемках фильма Сергея Дебижева Два капитана-2 как актер и композитор вместе с Сергеем Курехиным.
Б. интересуется разными религиозными учениями и философскими системами. В середине девяностых достоянием СМИ и общественности стал его интерес к буддизму.
В октябре 1977 года Б. вместе с Ю. Ильченко (Мифы, Машина времени, Интеграл, сольные проекты), М. Науменко (СЛМР, Зоопарк, Аквариум) и битломаном Н. Васиным начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в России - Рокси. И до 1979 года публиковал в этом издании статьи.
В первые годы существования Ленинградского рок-клуба входил в его совет.
В 1998 году Б. становится первым и единственным рок-музыкантом - лауреатом частной премии Триумф.
Поскольку личная биография Гребенщикова неотделима от истории Аквариума, то за более детальными сведениями стоит обратиться к истории Аквариума.
Анна Черниговская



Читайте далее: TINDERSTICKS: Человек, который не смеется - интервью со Стюартом Степлсом (2001) TO/DIE/FOR: Остается одно - репортаж с московского концерта группы TO/DIE/FOR 8 января 2002 года. ТОРБА-НА-КРУЧЕ: Исключение из правил - интервью с Максимом Ивановым (2001) TOY DOLLS: TOY DOLLS - биография группы TRABANT: Ободрать ТАТУ - интервью с группой (май 2004) TRAIL OF TEARS: Интервью с группой (2001) TRAIL OF TEARS: Интервью с Рунаром Хансеном (2003) TRAVIS: Бритпоп не существует - интервью с Энди Данлопом (2001) BABYS: BABYS GUT: GUT - биография группы TRISTANIA: Интервью с Андерсом Хидле (2003) TUMULUS: TUMULUS U2: U2 U.K. SUBS: U.K. SUBS - биография группы UMBRA ET IMAGO: UMBRA ET IMAGO в Точке UMBRA ET IMAGO: Отчет о концерте UMBRA ЕТ IMAGO в Москве (2006) UNDERTONES: UNDERTONES - биография группы UNHOLY: Путешествие в беспроглядную вечность - интервью с Исмо Тойвоненом (1999) URIAH HEEP: URIAH HEEP