Главная страница - Текущий раздел: Статьи

CREAM: CREAM




1966, Великобритания
Состав: Джек Брюс (14.05.1943) - вокал, бас-гитара; Эрик Клэптон (30.05.1945) - вокал, гитара; Питер Джинджер Бейкер (14.08.1939) - ударные
Некоторые критики считают группу CREAM наиболее выдающимся коллективом за всю историю рок-музыки вообще. Мы не будем столь категоричны и все же отметим, что CREAM - действительно уникальная группа, состоявшая из профессионалов с большой буквы, во многом изменившая подход к тяжелому року вообще и хэви-блюзу в частности.
Все участники CREAM успели заработать себе высокую репутацию в рок-мире еще до основания группы. Соло-гитарист Эрик Клэптон прославился во втором составе THE YARDBIRDS (октябрь 1963 г. - март 1965 г.), а затем участвовал в разовом проекте THE GREEK LOON BAND (август-ноябрь 1965 г.) и THE BLUESBREAKERS (март 1965 г. - июнь 1966 г.). Джек Брюс играл в GRAHAM BOND ORGANISATION, THE BLUESBREAKERS и MANFRED MANN, а барабанщик Джинджер Бейкер работал с различными джазовыми составами и в GRAHAM BOND ORGANISATION. Время от времени музыканты пересекались в той или иной команде, присматривались друг к другу, участвовали в сайд-проектах (группа THE POWERHOUSE, где играли Клэптон, Брюс, Стив Уинвуд, Пол Джонс и Питер Йорк, январь 1966 г.). Однако решающий шаг к объединению предпринял Бейкер, которому очень понравилось соло Клэптона в составе THE BLUESBREAKERS на концерте в Оксфорде. Тайком трио начало репетиции, 16 июля Брюс покинул MANFRED MANN, a 17-го Клэптон официально ушел из THE BLUESBREAKERS. Контракт с группой поспешил заключить лэйбл австралийского продюсера Роберта Стигвуда Reaction, а в США права на еще не созданные произведения трио приобрела фирма Atlantic.
По мысли Клэптона, CREAM должны были стать абсолютно некоммерческой группой, исполняющей блюз с элементами джаза. Во время концертного дебюта, состоявшегося 31 июля 1966 г. на Виндзорском фестивале, трио, заявленное в афишах как BRUCE, CLAPTON & BAKER, исполняло блюзовые стандарты, но первой студийной записью CREAM стала песня Джека Брюса и Пита Брауна Wrapping Paper (UK-34). Второй сингл I Feel Free добрался уже до 11-го места в хит-параде (28 января 1967 г.). Эта композиция характерна для ранних CREAM: распевный неторопливый вокал Брюса, гладкая поп-мелодия и сдержанно завывающая гитара Клэптона. На дебютном альбоме (UK-6/US-39) были записаны такие блюзовые стандарты, как Spoonful Вилли Диксона, Rollin' And Tumblin' Мадди Уотерса и Four Until Late Роберта Джонсона. Критика единодушно признала превосходную сыгранность состава.
С огромным успехом выступив 5 февраля 1967 г. в лондонском театре Saville, CREAM дебютировали в США и произвели там фурор. Восхищенная публика так горячо требовала исполнений на бис, что музыканты принялись удлинять трехминутные альбомные песни за счет импровизационных соло. Брюс блистал мастерством на басу и губной гармонике, Клэптон - на гитаре, Бейкер - на ударных (в концертной версии Toad его соло длится 16 минут!) Конечно, с нынешней точки зрения концертные особенности творчества CREAM выглядят архаично и странно: гигантские соло часто шли в ущерб композиции и переходили в полные самолюбования музыкальные споры о том, чье мастерство выше. Да и концертная аппаратура 1967-1968 гг. еще не соответствовала такой манере выступлений. Но на современной им рок-сцене CREAM были безусловными новаторами. С ними мог соперничать разве что Джими Хендрикс. Самозабвенно исполняющие изумительный блюз музыканты стали кумирами прогрессивной молодежи.
В декабре 1967 г. вышел второй альбом Disraeli Gears (UK-5/US-4), который продюсировал Феликс Паппаларди (затем он основал группу MOUNTAIN). Этот диск подтвердил высочайшую репутацию CREAM - мощный импровизационный хэви-блюз производил незабываемое впечатление, потрясающе звучали и гитара Клэптона, и виртуозный шестиструнный бас Брюса, и ударные Бейкера. На альбоме было несколько шедевров CREAM: Tales Of Brave Ulysses, Crossnut Saw, Strange Brew и стандарт рока Sunshine Of Your Love (US-5/UK-25) - основанная на медленном и мрачном гипнотическом риффе композиция, которую исполняют Брюс и Клэптон.
Всю первую половину 1968 г. музыканты провели в турне, и, несмотря на это, в музыкальных кругах поползли слухи о скором распаде CREAM. Вслух о неурядицах впервые сказал Клэптон в интервью журналу Melody Maker 13 июля 1968 г. Тем не менее свой распад виртуозы рока решили обставить торжественно и красиво. 10 августа 1968 г. двойной полуконцертный-полустудийный альбом Wheels Of Fire на 4 недели возглавил хит-парад США (в Англии двойной вариант был на 3-м месте, одинарный студийный - на 7-м); он включал композиции White Room, As You Sad, Sittin' On The Top Of The World Хаулин Вул-фа, Born Under A Bad Sign Букера Джонса и Уильяма Белла и великолепную версию блюза Роберта Джонсона Crossroads, записанную в марте 1968 г. на сан-францисском концерте (вокальную партию исполнил Клэптон). В сентябре было официально объявлено о распаде группы после прощальных турне по США и Англии. 25 и 26 ноября CREAM в последний раз вышли на сцену в лондонском Алберт Холле при поддержке групп YES и TASTE.
Убедительным свидетельством популярности распавшегося трио были высокие места в хит-парадах трех альбомов CREAM, вышедших в течение 1969 г.: прощального Goodbye (UK-1/US-2), сборника The Best Of Cream (UK-6/US-3) и переизданного первого диска Fresh Cream (UK-7).
Джек Брюс, покинув CREAM, начал успешную сольную карьеру, а Клэптон и Бейкер пригласили вокалиста-клавишника Стива Уинвуда (THE SPENCER DAVIS GROUP, TRAFFIC) и басиста Рика Греча (FAMILY) и основали супергруппу BLIND FAITH. Одноименный альбом 20 сентября 1969 г. возглавил и британский, и американский хит-парад. Возможно, такой интерес к пластинке был следствием не только уникального состава группы, но и скандала вокруг обложки альбома (на ней изображена обнаженная 11-летняя девочка). BLIND FAITH исполняли высокопрофессиональный, но не блиставший каким-либо новаторством блюз, провели турне и неожиданно распались в октябре 1969 г. Уинвуд реорганизовал TRAFFIC, где в августе 1970 г. - декабре 1971 г. играл и Греч, Бейкер основал группу AIR FORCE, а Клэптон начал сольную карьеру (см. отдельную статью).
Все участники CREAM стали легендами рок-музыки. Великая группа является прямой предшественницей хард-рока, многие творческие идеи CREAM были развиты затем такими командами, как LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE, GUN, FREE, MOUNTAIN. Нельзя не упомянуть и проект ВВМ (июнь 1994 г.), где объединили усилия Брюс, Бейкер и великолепный гитарист Гэри Мур.
Слухи о воссоединении CREAM возникали неоднократно, но подтвердились только однажды - 12 января 1993 г., когда трио выступило в лос-анджелесском Century Plaza Hotel по поводу внесения CREAM в Зал Славы Рок-н-ролла. Прозвучали композиции Crossroads, Sunshine Of Your Love и Born Under A Bad Sign, после чего Брюс, Клэптон и Бейкер снова расстались.



Читайте далее: TRAIL OF TEARS: Интервью с группой (2001) TRAIL OF TEARS: Интервью с Рунаром Хансеном (2003) TRAVIS: Бритпоп не существует - интервью с Энди Данлопом (2001) BABYS: BABYS GUT: GUT - биография группы TRISTANIA: Интервью с Андерсом Хидле (2003) TUMULUS: TUMULUS U2: U2 U.K. SUBS: U.K. SUBS - биография группы UMBRA ET IMAGO: UMBRA ET IMAGO в Точке UMBRA ET IMAGO: Отчет о концерте UMBRA ЕТ IMAGO в Москве (2006) UNDERTONES: UNDERTONES - биография группы UNHOLY: Путешествие в беспроглядную вечность - интервью с Исмо Тойвоненом (1999) URIAH HEEP: URIAH HEEP VADER: Да приидет царствие твое… Nina Hagen: Нина по-прежнему комсомолка Интервью с Ниной Хаген (1995) VANITAS: Интервью с Йоханнесом Кикингером (2002) VARATHRON: VARATHRON - биография THE VELVET UNDERGROUND: THE VELVET UNDERGROUND