Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ДДТ: Раньше нас глушили гимнами и маршами, а сейчас - попсой - интервью с Юрием Шевчуком (2003)




На днях лидеру ДДТ Юрию Шевчуку присвоили звание народного артиста Башкирии. Сам музыкант отреагировал на это событие спокойно:
Искренне скажу, что хочу разделить это звание со всеми моими друзьями в Уфе, а их там, наверно, полгорода. Без них ДДТ, может быть, вообще бы не было. Когда на нас давили власти и нам было очень плохо, тысячи людей писали письма в газеты в нашу поддержку. Может быть, это спасло и мою судьбу. Я поздравляю всех уфимцев с этим званием! Радует, что официальные власти признали силу нашего мировоззрения. С другой стороны, это звание было присвоено мне, мягко говоря, не совсем вовремя, прямо перед выборами президента Башкирии. Мы с группой приняли сложное решение: перенесли свой концерт на декабрь. Уже были проданы билеты, но, чтобы ни прямо, ни косвенно не участвовать в выборах, нам пришлось, к сожалению, пойти на этот шаг.

Свобода воли дороже денег
Ты ведь социально активный человек…
Да, но в предвыборных кампаниях ДДТ не учасвует. Некоторые кандидаты в президенты ведут себя отвратительно - пытаются непонятно за что облить грязью меня и мою семью. Может быть, чтобы досадить нынешнему президенту? Не знаю. Наше решение стоило нам дорого - мы уплатили все неустойки. С другой стороны - свобода воли и выбора дороже денег. Мы, граждане России, на выборы ходим, но не имеем морального права участвовать в политических играх.
Невозможно быть абсолютно свободным, ведь ты тоже общаешься и дружишь с людьми, имеющими деньги и власть.
Я так себя поставил в отношениях с миром, что имею абсолютное право говорить то, что думаю. Если мои отношения с тем или иным человеком у власти могут повлиять на мою личную внутреннюю свободу, я эти отношения прерываю. Чего бы мне это ни стоило.
Артем Троицкий недавно в прессе обвинил тебя и других рок-музыкантов в том, что не ту мишень выбираете в своих песнях. Вместо того чтоб с попсой бороться, лучше, мол, рокерам о Чечне петь.
Я читал статью Троицкого и с удовольствием отвечу этому любителю клубничной жизни, плейбою и сибариту: у нас о Чечне - два альбома песен. Не бравурных маршей, которые спивают хлопцы из ЛЮБЭ. Чечня - большая трагедия для всех, кого она коснулась. Таким людям, как Троицкий, не хватает времени прийти на концерт Егора Летова, групп ПИЛОТ, КиШ, ДДТ и других нормальных команд, которые поют о жизни, у которых душа болит за страну. Мы, в отличие от него, хорошо понимаем, что дешевая пластмассовая музыка, которой закармливают нашу молодежь, превращает ее в быдло. И следствие этой агрессивной бездуховности - не только война в Чечне.
Умник AT, не побывавший ни в одной горячей точке, не чувствующий реалий настоящей жизни, вякает про страну и учит меня - про что петь! Ё-моё! Я помню этих представителей нынешнего бомонда, как они сшивались вокруг нас, тащились от Майка Науменко, Башлачева и Свина. И, благодаря русскому року создав себе популярность, пинает ногами то единственное искреннее и честное, что осталось в нашей музыке. Для них мы - ужас, а те, что из страны делают банановую республику, - это не ужас? Один серьезный немецкий композитор, по словам А. П. Петрова, посмотрев по нашему ТВ попсовый концерт, так и сказал: Какой низкий уровень у вашей популярной музыки, вы выглядите банановой республикой, страной третьего мира!
Во всем мире поп и рок прекрасно уживаются вместе. Только в нашей стране идет война.
Западный мир для меня не эталон. Почему мне навязывают эту Америку?! Это что, центр духовности, высокой культуры?! Там есть настоящее, но существует и огромная масса низкопробной жвачки, которую сбрасывают сюда, а наша молодежь ее пожирает.
Рок загнан в подвалы
Может быть, уровень рок-н-ролла такой низкий, поэтому он и неактуален?
Как может быть неактуален рок-н-ролл? Если он сам по себе - синоним актуальности. Российский рок последних 20 лет XX века - это ярчайшее явление российской культуры. И лет через сто его будут изучать, как поэзию Серебряного века. И сейчас талантливых пацанов много, но нужно им помогать. Уровень сегодняшней рок-музыки достаточно высок.
Сейчас наступает контрреволюция духа, идет война за души. Я об этом песню написал: Контрреволюция, наехав на нас, довела до больницы, вырос живот, рок-н-ролл стерт, я учусь играть джаз, но меня рвет -полный рот нот... Что будет с нами, со страной, что будет с молодежью?! Пойдет она за нагиевыми и троицкими (будет наслаждаться Плейбоем и смотреть Окна) или будет петь хорошие, умные песни? Я сейчас общаюсь с молодыми ребятами и вижу: зреет колоссальный протест против всей этой навязываемой телевидением и радио культурной шелухи и порнухи. И я согласен на эту духовную войну - мы будем биться!
Ведь русского рока нигде нет, одна попса в эфире. Рок загоняется в те же подвалы, откуда 20 лет назад он и выполз. Включи любое радио, любой телеканал, где ты увидишь или услышишь рок? Раз в три месяца что-нибудь покажут, как недавно на канале Культура концерт БГ. Раньше нас глушили гимнами и маршами, а
сейчас - попсой. Если бы попса и рок были представлены хотя бы поровну и человек мог выбирать (как в той же Америке), никто с этой попсой и не бился бы. А получается, что сейчас идет попсотизация страны.
Я ходил по центральным каналам с предложением сделать авторскую полемическую передачу, и мне ответили: Юрий, программы про рок-музыку и серьезное молодежное искусство сегодня не нужны. Оказывается, телевидение у нас смотрят женщины бальзаковского возраста (кому за триста), они предпочитают исключительно сериалы и Киркорова. И больше ничего им не нужно.
Но есть ведь рок-н-ролльные радиостанции.
Да, есть, но при существующих форматах альтернативной музыки там тоже нет. В основном из рок-н-ролла выбирается только лирика, которая нам тоже не чужда.
Радиостанция не выживет, если будет крутить только альтернативную музыку.
Да, но нужно работать и в этом направлении, иначе -где же демократия? Просто получается, что на пластмассе гораздо легче заработать. У нас псевдобуржуазия, псевдодемократия и куча гопников, рвущих страну на части, - вообще фиг знает что. И к тому же, как писал В. Астафьев, - надоели столичные умники и деревенские недоумки, пишущие про это.
Твой радикализм мне понятен, но...
Я не маргинал и не злой человек! Но когда дело касается принципиальных вопросов, не могу по-другому реагировать. Воевать за идею легко и здорово, когда тебе 18-20 лет. А когда тебе 40, нужно иметь мужество, чтобы отстаивать свои принципы или хотя бы помнить о них. Потому что тебе есть что терять. Понимаешь, старик? Вот сейчас проверочка идет многим из нас. Мы рок-н-ролл не оставим и пацанов, его играющих, не бросим. И не будем их запинывать ногами. Этот цветочек в грязном попсовом поле и так еле дышит, за ним надо ухаживать, а эти дураки его дотаптывают.
Ты меня тоже не рисуй одной краской. Некоторые журналисты называют меня совестью рока. Я им ответил в той же песне Контрреволюция: Дураки называют нас совестью рока, циники видят хитроумный пиар, а я не желаю дохнуть срока, у меня в глотке рвет связки дар... Никакая мы не совесть русского рока. Вообще, совестью были Гитлер, Ленин и Сталин. Ну что я, Гитлер что ли? Мы просто пытаемся рубиться за то светлое, что в нас немного осталось.
Единочество в Олимпийском
Многое нас волнует и расстраивает в этой жизни, как у Н. Некрасова: Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей - это нормально. И в Москве 12 ноября в Олимпийском мы и споем о том, что нас расстраивает и все-таки радует.
Борис Гребенщиков свое 50-летие в Кремле справляет, а вы чем будете удивлять публику в столице?
До Кремля мы не доросли, молодые ышшо, а удивлять придется словами и музыкой. Эти концерты в Москве и Питере, посвященные нашему городу, нам необходимо было сделать. Потому что в рамках юбилея нам запретили провести фестиваль, и дух питерского рока не участвовал в этом празднике жизни, устроенном чиновниками. Я вообще хотел назвать эти концерты После праздника. Споем песни из последних альбомов Единочество - 1 и 2, совсем старые и много новых. Конечно, программа будет посвящена Питеру и маленькому пушкинскому Евгению, который в этом городе до сих пор проживает.
Владимир ПОЛУПАНОВ



Читайте далее: VERGELTUNG: Интервью с Евгением Трефиловым (май 2006) VIBRATORS: VIBRATORS - биография группы Nina Hagen: Nina Hagen - биография VINTERSORG: Интервью с Андреасом Хедлундом (2001) VINTERSORG: Диалог со звездами - интервью с Андреасом Хедлундом (2004) BAD RELIGION: BAD RELIGION - биография группы ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА: ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА, фруктов и овощей - интервью с Олегом Скрипкой (2002) ВОРОН КУТХА: Путешествие ВОРОНА КУТХИ или рок-н-ролл по Бодлеру Интервью с Дмитрием Мулыгиным ВРАГИ: ВРАГИ - автобиография WARHAMMER: Слишком зол и слишком беден - интервью с Франком Крыножевски (2003) WARRIOR: Интервью с Джо Флойдом (2001) W.A.S.P.: И мама его - В.А.С.П., и папа его - В.А.С.П., и сам он - типичный В.А.С.П. WATCHTOWER: WATCHTOWER - биография группы ALASTIS: Интервью с War D. (2003) Roger Waters: Интервью с Роджером Уотерсом (2005) WHILE HEAVEN WEPT: биография группы WHILE HEAVEN WEPT THE WHITE STRIPES: THE WHITE STRIPES - биография группы WITHERING SURFACE: WITHERING SURFACE - Биография группы Stivie Wonder: Стиви Уандер