Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ADAGIO: Интервью со Стефаном Фортэ (2004)




Признаться, интервью с Adagio никак не входило в наши планы. Их дебютный альбом Sanctus Ignis представлял собой хоть и неплохой, но довольно стандартный прог-метал с сильным влиянием неоклассики. Однако в прошлом году, выпустив Underworld, группа сделала колоссальный шаг вперёд и смогла сказать новое слово в уже порядком набившем оскомину стиле.
Величественные оркестровки, настоящий хор, яркая мелодика, сложные ритмы, великолепная работа каждого из музыкантов - одним словом, всё лучшее, чем славится жанр, представлено на втором диске французов. На связи - основатель группы, главный композитор, аранжировщик и просто виртуозный гитарист Стефан Фортэ.

Начнём интервью с обсуждения последних новостей из стана Adagio. Насколько я знаю, ваш барабанщик Дирк Бруйненберг решил оставить группу - в чём заключалась причина его ухода и где вы нашли Эрика Лебэлли, который заменил Дирка?
Дирк временно прекратил заниматься музыкой. Он решил отдохнуть от безумной жизни артиста и побыть со своей семьёй. Кандидатуру Эрика предложил наш басист Фрэнк Херманн. Мне уже доводилось видеть Лебэлли на сцене и, признаться, я был просто ошеломлён его техникой и чувством ритма.
В композиции Next Profundis была использована цитата из знаменитого произведения Ницше Так говорил Заратустра. Философ говорит: Преодолей себя, чтобы стать сверхчеловеком. Как ты понимаешь эту фразу?
Next Profundis - это композиция о переходе из одной жизни в другую; я воспринимаю смерть лишь только как переход в другой мир.
А фраза Ницше означает вот что: человек использует лишь ограниченное количество своих возможностей, и мы должны научиться распоряжаться всеми способностями нашего разума, чтобы возвыситься над обыденным восприятием мира.
Я считаю, что очень важно обогащаться различным опытом, а не пользоваться только тем, что дано тебе от природы. Ищи средства сам, а не жди, пока судьба подбросит их тебе, - так вкратце можно охарактеризовать основную мысль Next Profundis.
Для записи Underworld ты планировал привлечь оркестр и хор. Хоровые партии все 'живые, а вот с оркестром сотрудничество в этот раз не сложилось (всё-таки бюджет записи не резиновый, - авт.). Тем не менее, все оркестровые аранжировки звучат весьма и весьма реалистично...
Я же старался. Конечно, звучанием оркестра я доволен не в полной мере. Мне кажется, ему не хватает эмоциональной отдачи. Поверь мне, никакая аппаратура не сможет заменить настоящих музыкантов.
На первом альбоме Adagio играет клавишник Ричард Андерссон, известный по Majestic. Безусловно, это очень техничный исполнитель, но чересчур однообразный и заметно подражающий Йенсу Йохансену. Зато сменивший его Кевин Кодферт - музыкант с классическими (Рахманинов, Шопен, Стравинский) корнями - оказался настоящей находкой для группы. Пригласив его, вы стремились обновить звучание Adagio?
Да. Он привносит именно классическую, а не неоклассическую составляющую в музыку Adagio. Большую часть партий я сочинил для него на пианино, а он потом сыграл их на рояле Steinway.
Фраза Solvet saeclum in Favilla (Обратит всё в пепел - лат.), позаимствованная из Реквиема Моцарта, была использована и Symphony X в их композиции The death of balance с альбома V - The New Mythology Suite. He боишься ли ты, что критики и фэны упрекнут вас в подражательстве?
Это фраза из католической мессы. Строка Solvet saeclum in Favilla присутствует на всех известных Реквиемах: у Моцарта, Верди, Берлиоза... Исключения составляют лишь произведения Пендерецкого и Брамса. Знаменитые Реквиемы оказали сильное влияние на Adagio - наша музыка и тексты выдержаны в таких же минорно-трагических тонах.
Как ты относишься к тому, что Adagio очень часто называют европейским ответом Symphony X?
Когда нас сравнивают с Symphony X, я не имею ничего против. В конце концов, это одна из лучших групп современности. Но вот что меня действительно раздражает: даже если бы мы пели о гоблинах и эльфах и играли на флейтах, нас всё равно стали бы сравнивать с этой группой. Подобные сопоставления уже превратились в шаблон. Если люди не видят очевидной разницы между Adagio и Symphony X, что ж... мне очень жаль.
В двух композициях на Underworld звучит скриминг-вокал РМС Храйдмарра (экс-Anorexia Nervosa), очень удачно вписавшийся в музыку, усиливший её темную атмосферу. Как возникло это сотрудничество?
С Храйдмарром я познакомился во время нашей совместной фотосессии для журнала Hard'n'Heavy, и он с радостью согласился участвовать в записи.
О тебе говорят как об очень музыкально эрудированном человеке. Как ты считаешь, важно ли для композитора слушать музыку других авторов или ему лучше абстрагироваться от всего этого и сосредоточиться исключительно на собственном творчестве?
Я придерживаюсь мнения, что чем шире музыкальный кругозор, тем больше шансов создать что-то действительно яркое и оригинальное. Каждый музыкальный жанр имеет своё звучание и свои краски. И чем композитор образованнее в этом плане, тем больше у него возможностей использовать в своём творчестве какие-то интересные приёмы из других стилей. Однако знание в данном случае выступает лишь как вспомогательное средство. Безусловно, главное для художника - это вдохновение.
Какова судьба твоей первой демо-записи Visions? Не собираешься ли ты в будущем переиздать её?
Это уже дела минувших дней - зачем возвращаться к прошлому? Если я захочу записать инструментальный альбом, то на нём будет представлен только новый материал.
Расскажи о своём сотрудничестве с украинским виртуозом-клавишником Виталием Куприем.
У нас с Виталием и у NTS (выпускающий лейбл Adagio) остались кое-какие демо-записи, но в ближайшее время мы не планируем их выпускать.
Я видел фотографию, на которой ты стоишь рядом с Майклом Ромео (Symphony X). Вы знакомы друг с другом?
Мы с Майклом дружим уже несколько лет.
Я слышал, ты принимал участие в написании саунд-трека для одного итальянского фильма ужасов. Ты - любитель этого жанра?
Да, мне действительно нравятся фильмы ужасов. В основном, люблю классику вроде Техасской резни бензопилой, Восставших из ада и Пятницы, 13. К сожалению, моя работа над саундтреком так и не была доведена до конца из-за финансовых разногласий с продюсером фильма.
Как бы выглядела группа твоей мечты? Иными словами, идеальный состав для тебя.
Идеальная команда для меня - это Adagio в нынешнем составе: Дэвид Ридман, Фрэнк Херманн, Кевин Кодферт, Эрик Лебэлли и я!
Давай поговорим о положении дел на французской метал-сцене. Долгое время ваши группы находились в тени европейских коллег по оружию, однако в последнее время ситуация изменилась...
Французы испытывают большие трудности с выходом на международную сцену. Долгое время стереотипом было мнение, что во Франции умеют исполнять только шансон. Наши группы не очень хорошо осознают, как правильно позиционировать себя на музыкальном рынке. Сейчас появились действительно классные команды мирового уровня (например, Anorexia Nervosa), однако они пока остаются в тени грандов металла.
В каком жанре ты бы ни за что не стал играть? И есть ли для тебя какие-нибудь музыкальные или межстилевые границы?
Думаю, я открыт для любого жанра до тех пор, пока музыка создаётся ради музыки.
Если композитор создает произведения, вкладывая в них часть своей души - это легко заметить. Искренность в музыке слышна сразу. Мне кажется,, нет такого стиля, в котором я бы отказался играть...
Существуют ли у тебя критерии оценки собственного материала?
Это очень просто. Если я получаю удовольствие от прослушивания данной композиции сегодня, завтра, через неделю, через месяц, то это удачная работа. Если же песня не возбуждает во мне никаких чувств, то я её отбраковываю или оставляю в качестве бонуса.
Каким образом у тебя проходит процесс сочинения материала - что рождается сначала: мелодия, гармония или строчка текста?
Конечно, бывает по-разному. Но, как правило, сначала на свет появляется мелодическая линия. Затем я перекладываю её на флейту, гитару или просто напеваю, и уже после этого начинаю работать над гармониями и аранжировками.
Что ты вкладываешь в само понятие прогрессив? На мой взгляд, оно стало чересчур избитым и непременно связывается с Dream Theater. Когда на музыкальной сцене слишком много клонов одной группы, то данный стиль правильнее назвать регрессив...
Прогрессив - это музыкальный стиль, который содержит в себе элементы других направлений, подразумевает виртуозное владение инструментами и вызывает у слушателя определённые ассоциации, как бы предлагая ему отправиться в яркое, незабываемое музыкальное путешествие.
Представь, что на Землю высадились инопланетяне и тебе выпала честь познакомить их с сокровищницей мировой музыки. Что бы ты дал им послушать в первую очередь?
Реквием Моцарта, потом саундтрек к фильму Звёздные войны Джона Уильямса и, конечно же, последний альбом Adagio Underworld для нашей раскрутки за пределами Солнечной системы. А там, глядишь, нас пригласят на какой-нибудь Марсианский металфест! (Смеётся).
Спасибо, Стефан, за интервью. Надеемся увидеть вас с концертами в России.
Спасибо за интересные вопросы! Я бы очень хотел побывать в вашей стране и прикоснуться к русской культуре: ведь мои любимые композиторы - Мусоргский, Прокофьев, Рахманинов... Когда-нибудь мы обязательно к вам приедем!
Беседовал Артем DreamCatcher Архипов



Читайте далее: WARHAMMER: Слишком зол и слишком беден - интервью с Франком Крыножевски (2003) WARRIOR: Интервью с Джо Флойдом (2001) W.A.S.P.: И мама его - В.А.С.П., и папа его - В.А.С.П., и сам он - типичный В.А.С.П. WATCHTOWER: WATCHTOWER - биография группы ALASTIS: Интервью с War D. (2003) Roger Waters: Интервью с Роджером Уотерсом (2005) WHILE HEAVEN WEPT: биография группы WHILE HEAVEN WEPT THE WHITE STRIPES: THE WHITE STRIPES - биография группы WITHERING SURFACE: WITHERING SURFACE - Биография группы Stivie Wonder: Стиви Уандер HAMMERFALL: HAMMERFALL YES: Yes! Мечты сбываются (отчет о московском концерте 2001 года) YES: Альбом года: YES 90125 YYRKOON: Интервью с Лореном Клавье (1999) Jimmy Barnes: Jimmy Barnes ZERBER: ZERBER ZEROKARMA: ZEROKARMA - биография группы ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ: Движение в сторону лета - интервью с Константином Арбениным (апрель 2004) ЗООПАРК: Интервью с Майком Науменко (1988)