Главная страница - Текущий раздел: Статьи

Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК: Лучший бас-гитарист в мире. Ростислав из группы Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК рассказывает о секретах техники игры на бас-гитаре.




Я и Друг Мой Грузовик - одна из немногих групп в мире, в составе которых нет гитаристов. Поэтому те, кто ни разу не был на концерте Я и ДМГ, а слышал ее только в записи, постоянно спрашивают басиста Ростислава Чабана, действительно ли на альбомах нет гитары, не использует ли он каких-то специальных примочек для баса, чтобы тот звучал как два или даже три инструмента одновременно, что за уникальной фирмы у него бас-гитара и почему они выгнали своего гитариста?
Мне лично доставляет огромное удовольствие играть без гитаристов, - говорит Ростислав, - потому что, когда я играл в других группах, где гитаристы были, мне всегда говорили: Ты много не играй, ты же бас-гитарист, ты вообще должен только аккомпанировать.
Поэтому у грузовиков и не было гитаристов?
Где-то за полгода до возникновения Я и ДМГ знакомые басист и барабанщик предложили мне петь в группе без гитариста, - отвечает Антон, вокалист. - Впоследствии они оказались не очень настойчивыми, и ничего не получилось. Но зато я тогда задумался над такой идеей, и у меня даже промелькнуло название для группы - сначала английское, My Friend Truck And I, потом это плавно перешло на русский язык, и так далее. То есть эта идея витала в воздухе.
Ростислав, расскажи про свою бас-гитару.
Это совершенно обычная бас-гитара, совершенно не фирменный инструмент, изготовлена днепропетровским мастером по имени Анатолий. Вообще, у меня было всего инструментов семь, и только один из них был не его. Две гитары, кстати, у меня уже украли.
Ты считаешь, что лучшие гитары - мастеровые?
Нет, я так не считаю. Лучшая гитара - та, которая хорошо звучит. В принципе, хорошо звучать может любой инструмент, даже фукин Урал.
Мы даже знаем, как его можно применить, - встревает Антон. - Его совершенно нормально можно записывать. Группа Sonic Youth, например, не гнушается использовать какие-то дешевые гитары, играют на них отвертками...
У каждого инструмента свой характер и свое звучание, - заключает Ростислав.
Можно ли играть на дешевой бас-гитаре - к примеру, долларов за 300 - такие партии, как твои?
Можно, только звучать будет не так. В моей гитаре удачный альянс дерева и самодельных звукоснимателей - я купил их по 15 долларов за штуку в городе Днепродзержинске.
С этой гитарой была одна странная история, - говорит Антон. - Однажды в программе Антропология на НТВ мы рассказали про этого мастера Анатолия, после чего у него начались какие-то нешуточные проблемы. Ему стали звонить какие-то братки и говорить: А, ты рекламу дал, у тебя есть куча денег, плати нам. Так что мы очень надеемся, что эти люди не читают такие прогрессивные журналы, как NME, а смотрят только телевизор.
Какие особенности есть у твоей бас-гитары?
Ну, особенности... - Ростислав долго сопит и чешет голову. - Вот, порожек у меня сломался, приходится подкладывать железячку... Колок один не работает. Винтик вот тут провалился, никак не могу его достать...
То есть все дело в том, что у тебя инструмент такой уникальный и второго такого просто нет?
Мы столкнулись с одним интересным явлением: играть на таких гитарах может далеко не каждый, пусть даже самый замечательный басист, - снова перехватывает инициативу Антон. - Однажды к нам пришел один бас-гитарист с гитарой этого же мастера Анатолия, Ростислав взял ее в руки и стал играть. Наш знакомый был в таком неописуемом удивлении: Это что, мой инструмент так звучит?
Ростислав, где же ты так здорово научился играть на бас-гитаре?
Был у меня один учитель, я ходил к нему месяца три. Он брал с меня в свое время 30 рублей в месяц. Это был год 89-й, что ли... Для меня это были большие деньги, и в конце концов я понял, что он не хочет делать из меня хорошего музыканта, он просто берет с меня 30 рублей. По крайней мере, мне было проще так думать. И я сказал ему до свидания. Кстати, это он навел меня на мастера, который потом сделал мне инструмент. Ну а затем - там услышал, тут сыграл... Однажды я играл с цыганским ансамблем, мы поехали на гастроли на Северный Кавказ и в горах встретились с группой Песняры. Там был такой усатый басист Коля, и я увидел, как он потрясающе играл слэпом. Тогда у меня был ступор - я не знал, в какую дверь мне ломиться. То ли в дверь к ступеням славы, то ли в дверь в забвение... Коля помог открыть мне дверь к ступеням славы - он просто показал мне пару бас-гитаристских па, ну а дальше уже все пошло само собой.
Откуда у тебя берутся такие замечательные музыкальные идеи?
Не знаю... Приходишь как-нибудь после отдыха или сидишь в троллейбусе, у которого пробило колесо на мосту...
Мы сами себе поражаемся, - приходит на помощь Антон. - Потому что в Днепропетровске настолько чугунная аура, что...
Я, как правило, играю кучу всякого хлама, - продолжает Ростислав, - и из всего этого мусора Антон вылавливает какие-то здравые мысли. Вот этот кусок запомни! - говорит он...
У Славика очень богатый поток сознания - очень большой, но крайне безалаберный, - говорит Антон. - Нам с Владимиром (барабанщиком Я и ДМГ. - NME) всегда приходится быть начеку, чтобы не проворонить хорошую идею. Самое противное, что он свои идеи потом забывает, и мы каждый раз клянемся купить ему дешевый китайский диктофон. Вот, например, песня Рыбу - никто уже не вспомнит, какой она была вначале. Мне кажется, она была гораздо интереснее, но Славик ее забыл. И мы ее сделали по-новому, прежним остался только текст.
Зато группа из-за этого не стоит на месте, все время совершенствуется.
Мы сегодня на саундчеке, - продолжает Антон, - вспомнили еще одну...
...вторую забытую мелодию! - ржет Ростислав.
...из которой хотели сделать песню. Люди, которые тут обедали в это время, были крайне удивлены - подумали, что уже начался концерт.
Выходит, в том, что в группе так мало инструментов, есть определенные преимущества - не нужно никому долго объяснять, как и что играть...
Да нет, просто почти во всех музыкальных коллективах темы приносит вокалист с акустической гитарой, - говорит Антон. - Приходит, начинает играть и говорит: Так, вот тут нужно сыграть соло...
А здесь много не играй на басу, - вставляет Ростислав. - А то перекроешь мой текст.
Одним словом, он показывает всем остальным музыкантам, как играть. А у нас все происходит коллективно. Причем это касается не только музыки, но и текстов. Нет, пишу тексты я, но на меня все время влияют фразы и высказывания моих друзей, в частности Ростислава и Владимира.
Но вернемся к бас-гитаре. Многие бас-гитаристы очень хорошо владеют своим инструментом и на репетиции могут сыграть все, что угодно - любую партию Flea из RHCP. Но в песнях своей группы они, как правило, играют на удивление тупо и однообразно. Почему так?
Это опять же потому, что всю музыку обычно придумывает один человек, а остальные ему аккомпанируют, - отвечает Ростислав. - А мы стараемся друг друга слушать.
На концертах вы с Владимиром смотрите на Антона, как цирковой оркестр смотрит на акробата, который совершает сложные прыжки. Из-за этого у вас музыка получается очень... интерактивная.
Я вот сейчас задумался, как же это все объяснить, - говорит Антон. - Объяснить это очень сложно. Как-то оно само так получается...
Ростислав, все эти хитрые бас-гитаристские приемы ты сам придумываешь или у кого-то заимствуешь?
Однажды меня вдохновила какая-то французская рэповая группа, мне там понравился гармонический ход... - Ростислав снова чешет в затылке. - Я вообще не могу слушать полностью целый альбом какой-либо группы. Мне хватает 5-10 минут, и уже становится скучно. Потому что везде одна картошка - бум-бум... И я думаю: вот здесь бы я сыграл не так, здесь тоже по-другому...
А я вообще считаю, что Славик - лучший бас-гитарист в мире, - вдруг говорит Антон. - Серьезно.
Извини, Антон, я не могу сказать о тебе так же, - говорит Ростислав.
Да я знаю, - машет рукой Антон.
Марк Антоний



Читайте далее: DREAM THEATER: DREAM THEATER D.R.I: D.R.I АЛИСА: Жены АЛИСЫ DYING TEARS: Интервью с Гислэйном де Мораном (2002) AESMA DAEVA: Красота по-американски - интервью с Джоном Прессасом (2002) EDGE OF SANITY: EDGE OF SANITY EINSTURZENDE NEUBAUTEN: Пьеса человеческой архитектуры THE 69 EYES: Холодная луна - интервью с Юрки (2002) АГАТА КРИСТИ: Ода к радости Интервью с братьями Самойловыми (2002) ELF: ELF ELOY: ELOY ELYSIUM: ELYSIUM - Биография группы EMPEROR: R.I.P. HOLLENTHON: Черви, красный дракон и русские монахи - интервью с Мартином Ширенком (2001) ENDRAUM: Звук, цвет и форма (2001) ENSLAVED: биография группы ENSLAVED ENTHRONED: Интервью с Норнагестом (2005) ENTWINE: Интервью с Микой Тауриайненом (22 августа 2002) ЭПИДЕМИЯ: ЭПИДЕМИЯ