Главная страница - Текущий раздел: Статьи

В. Цой и группа КИНО: Нина Тихонова. Дон Кихот из котельной




Сосед заснул, убаюканный привычным шумом автомобилей. К. вдруг за стеной его малогабаритной квартиры явственно раздался стук копыт. Прислушался - нет, не прогуливающий туристов старинный экипаж. Здесь же, в доме, яростный ритм перерастал из рыси в галоп. Хулиганство! - вздохнул сосед и, шаркая шлепанцами, побрел искать нарушителя спокойствия. Даже если бы дверь, из-за которой доносился шум, ему открыл сам идальго ламанчский на своем Росинанте, человек не удивился бы столь сказочному обороту дел, а только повторил - хулиганство! - и потребовал выдворить лошадь прочь. Примерно такая ситуация возникает в одной из песен Виктора Цоя, лидера ленинградской рок-группы Кино.
Пожелав ложащимся спать спокойной ночи, Виктор забросил намечавшуюся было в его судьбе профессию резчика по дереву и отправился трудиться истопником в котельную, которая стала известна среди молодежи под романтическим названием Камчатка, где подолгу засиживались, слушая композиции Цоя.
Чем выделяется этот двадцатишестилетний юноша из ряда современных героев рок-н-ролла? Колоритной восточной внешностью? Суровым выражением лица? Да. А еще - странной уверенностью в своих силах.
В сущности, он поет о том же, о чем другие рокеры, - о своем поколении. Сценический образ воплощается в манере форсированно, с растяжкой произносить слова - похоже на стиль речи дворовой шпаны.
Персонаж Виктора Цоя не просто готов выйти под дождь, отправиться в путь, вступить в бой. Он таинственно улыбается безусловной победе, даже когда сажает алюминиевые огурцы на брезентовом поле. И когда тонет, хотя, как и все, знает близлежащий брод Дело не в том, что он отказывается от легкого пути, дело в том, что, позвав за собой, манит не на красивую гибель, а к выигрышу по большому счету.
Так уж сложилось, поет Цой - Где бы ты ни был, что б ты ни делал, между землей и небом - война. И в тотальной возне за место под солнцем, уверенность в осмысленности на первый взгляд иррациональных, невыгодных поступков служит залогом сохранения духовности.
В этом, собственно, и состоит цель песенного героя Виктора Цоя. Цель куда менее определенная, чем путь к ней, как расплывчаты контуры любой идиллии. Не предлагая чудодейственных рецептов, не скалясь на отдельные недостатки, Цой просто заявляет: Дальше действовать будем мы. И по дорогам снова мелькает плащ странствующего рыцаря.
Сценический облик Виктора Цоя удачно дополняет пластика. Рисунок танца в его композициях ненавязчив - ритмичные движения мягко перетекают одно в другое, - изысканно плавная и вдруг - резко контрастная графика тела аккомпанирует песне.
Молодежь отлично знает Цоя по магнитофонным альбомам: 45 - 1982 г, Начальник Камчатки - 1984 г, Ночь и Это не любовь - 1984-86 гг. Группа крови - 1988 г. Помнит, как он начинал выступать вместе с Аквариумом. В курсе, как собирался состав Кино: гитарист Юрий Каспарян, барабанщик Георгий Гурьянов, бас-гитара - сначала Александр Титов (параллельно с работой в Аквариуме), потом Игорь Тихомиров из Джунглей.
С выходом на экраны художественного фильма Сергея Соловьева Леса менее осведомленным слушателям можно будет напоминать, кто такой Цой - ну, тот, что в финале картины поет Перемен мы ждем, перемен! Подобных зрителей, боюсь, окажется большинство. Неинформированность возникает не по их вине - шутка ли углядеть певца, если он пару раз мелькнул в музыкальных эпизодах телепрограммы Взгляд, а более объемных его выступлений нет ни в эфире, ни на крупных концертных площадках.
Фирма Мелодия выпустила диск-гигант с записями Кино. Но и здесь не обходится без сложностей. По госцене вы пластинку с песнями Виктора Цоя вряд ли достанете, только раз в пять-десять дороже - у спекулянта. Очевидно, мал тираж. Любая зарубежная фирма проявила бы оперативность и, радуясь успеху своей продукции, быстро откликнулась на запросы слушателей. У нас же создается впечатление, будто планирование - производство - реализация специально созданы для взвинчивания цен на черном рынке.
Честно говоря, пока, беседуя о роке с обычными зрителями, а не с фанатами, не будешь знать, что ведешь речь именно, скажем, о Кино, а не о всяких разных, которых развелось, плюнуть некуда, продуктивного разговора не получится. Не получается его и с руководящими инстанциями, уверенными, что нынче открыты куда уж более торные дороги для рока.
Однако, проведение клубных концертов по-прежнему встречает сложности и лишено мало-мальской рекламы. На большие концертные площадки и в эфир, вытесняя лучшие группы, хлынула масса плохоньких Прогрессивные кооперативные и хозрасчетные формы в сфере культуры разъедает недуг, уже всесторонне обнаруживший свою порочность в филармониях, - склонность к сборным концертам, где к одному хорошему номеру выдается солидная нагрузка.
Середняк оказывается более хватким, удобным в обращении, приемлемым на все вкусы. Действительно, интересные артисты зачастую резче, строптивее, конфликтнее - что с ними связываться? Так, похоже, решили апологеты рока от журналистики, по совместительству освоившие профессию менеджеров. Они прилежно и достаточно регулярно организуют гала-концерты, фестивали, дорожки, волны, но занимают там по большей части своих знакомых и тех кого проще ангажировать. С одной стороны, это дает шанс молодняку, с другой - слабый интерес публики к новоявленным посредственным группам вроде бы наглядно подтверждает прогнозы о спаде увлечения роком.
Прежде чем радоваться или огорчаться, заслышав любимый рокерский возглас - Мы вместеГ, хочется вспомнить поставленный встречно вопрос Виктора Цоя: в каком месте? Хотелось бы дифференцировать качество отечественных групп, не ссылаясь то и дело на западные аналоги - как правило, они от нас еще дальше, чем Камчатка от широкой аудитории. А поступив так, предоставить рок-музыке достойное место в художественной жизни. Сегодня когда советским роком живо интересуются за рубежом и Кино уже приобретает международную известность, странно и стыдно, что порой его знать не знают или игнорируют на Родине.
Журнал Смена №16, июль 1988г.



Читайте далее: AGNOSTIC FRONT: AGNOSTIC FRONT EXODUS: EXODUS EXPLOITED: EXPLOITED - биография группы FAITH NO MORE: FAITH NO MORE HOLY MOSES: HOLY MOSES HONEYMOON SUITE: HONEYMOON SUITE HOUWITSER: Интервью с Тео (1999) Glenn Hughes: Голос классического рока в России - отчет о концерте Гленна Хьюза в Москве 23 ноября 2001 года Ian Hunter: Ian Hunter FORBIDDEN: FORBIDDEN HYPOCRISY: Интервью с Петером Тагтгреном (1999) АЛИСА: Популярность - это чешуя - интервью с Константином Кинчевым (2003) HYPOCRISY: Интервью с Питером Тагтгреном (1999) HYPOCRISY: Последняя глава - интервью с Питером Тагтгреном (1997) BAL-SAGOTH: Интервью с Мэтью Барлоу (1999) ICON: ICON Billy Idol: Интервью с Билли Айдолом (2005) ILLUMINATE: Интервью с Йоханнесом Бертольдом (январь 2004) IMMORTAL: IMMORTAL не едут на Кубу! - интервью с Искарией (2002)