Главная страница - Текущий раздел: Статьи

КОМА: Интервью с Александром Гудвиным (2004)




Кома - ветераны, первопроходцы отечественного thrash-metal. Петербуржцы относятся к группе как к культурно-общественному достоянию и даже называют питерской Металликой. Вполне заслуженно - живые выступления Гудвина и компании еще никогда не разочаровывали слушателей, обрушивая на них настоящий шквал тяжелого звука и рок-н-ролльной энергии.
Правда, студийные работы группы чуть-чуть, но обламывали - своей эклектичностью и несколько вялым пением. Может быть, потому-то за пределы родного города слава группы не очень распространялась, и Кома была известна в основном как бэк-состав Кирилла Немоляева в Бонн НЕМ. Что же... Осколок Звезды, новый альбом коллектива - долгожданный реванш за годы пробуксовывания и метаний в поисках стиля. Но рецензия - в соответствующем разделе. Здесь же о диске нам расскажет сам лидер коллектива, певец и бас-гитарист Александр Гудвин. Его беседа с нашим питерским корреспондентом Кириллом Мясниковым длилась более полутора часов и переросла в яростный спор о судьбах тяжелого рока на необъятных постсоветских просторах...

Говорят, название группы Кома возникло не на пустом месте... Будто ты сам пролежал в коме долгое время - это правда?
Да, было такое. Наша медицина может завалить кого угодно. Мне в больнице просто по ошибке вкололи не тот препарат, и он оказался немного сильнее, чем надо... Слава Богу, вовремя откачали и потом даже извинились. Хотя, я понимаю, мне еще повезло... Ощущения, которые я испытал, были настолько сильны, что предопределили на годы вперед не только мое творчество, но даже образ мышления. А на тот момент материал, который мы исполняли, действительно был очень похож на воплощение в риффах того, что чувствует человек, находящийся в коме. Не просто мясной трэш и угар, который воспроизводила большая часть постсовдеповских групп, а будоражащий калейдоскоп, хаотичное смешение стилей и музыкальных фрагментов. Музыка было совершенно адекватна тому сумасшествию, что творилось в наших головах.
Поэтому, когда после нескольких месяцев размышлений над именем группы я предложил название Кома, все согласились единодушно. Для меня кома - не просто медицинский термин, это креативное состояние души, когда человек переосмысливает свою жизнь, поступки и предназначение.
Тебя никогда не задевало, что многие люди, услышав слово Кома, начинают считать вас чернушниками ?
Да, иногда это влияет негативно. Некоторые радиостанции именно по этой причине не ставят наши песни в ротацию. Слово кома у многих вызывает негативные ассоциации, но на то мы и экспериментаторы, чтобы ломать стереотипы. Для меня лично название Кома не более ужасно, чем Dream Theater. Звучит по-разному, а философский подтекст одинаков.
Многие фэны воспринимают вас как питерский аналог Manowar. Такие же концептуальные, не стареющие душой металлеры в коже с электрогитарами наперевес.
Для меня это - новость. Мы всегда были склонны к поиску. Другое дело, что мы не можем сейчас под вывеской Кома начать играть альтернативу или блэк. Мы не из тех, кто сворачивает с выбранного однажды пути. Есть параллельные проекты, например, Ник играет в Black Astrology (дэт/блэк-метал, - ред.).
Но вы чувствуете себя ветеранами?
Нет, мы бы не хотели, чтобы нас так воспринимали, чтобы фэны смотрели на нас как на тупых трэшеров, у которых под длинным хаером ничего нет.
Неужели за все эти годы не возникало желание сделать уклон на то, что модно, и подзаработать?
Наша музыка - некоммерческая. Группа существует столько лет именно потому, что мы делаем то, что нравится. Мы собираемся вместе и отдыхаем - поэтому нам всё время хочется играть ещё и ещё. К тому же у нас в стране от творчества очень мало что зависит. Модной и обеспеченной будет только та группа, которой повезло заполучить контракт. Тысячи других музыкантов, играющих то же самое и даже лучше, будут подрабатывать продавцами, разгружать вагоны и т.п... Мы давно стали реалистами, это спасает от болезненных разочарований.
На новом диске вы запели по-русски - это компромисс?
Нет, напротив, еще один эксперимент. Кроме того, мы же работаем для отечественных слушателей, а они, наверное, заслужили, чтобы мы обратились к ним на родном языке.
Я видел в западной прессе отличные рецензии на Born to be Great и Awakening. He было бы логичнее пробиваться на Запад?
Если честно, ни одного предложения от больших и авторитетных лейблов так и не поступило. А работать с итальянскими или французскими компаниями местного значения, предложения от которых поступали, не позволяло чувство собственного достоинства. Я не хотел бы, чтобы мои песни подавали как русскую экзотику где-нибудь в Мексике. Поэтому мы решили обратить-таки свои взоры и думы на Россию. К тому же русскоязычные тексты лучше соответствовали моему эмоциональному состоянию на тот момент. Мне было интереснее передать свои мысли на родном языке.
Вы сразу выбрали лейбл, на котором будете выпускать CD?
Нет, было много разных вариантов. Фоно, Мистерия, на которой выходили Фигуры... ('Awakening of Wax Figures, - ред.), и др. Воооще, большой разницы в их условиях не было. Любая компания может наштамповать несколько тысяч пластинок. Только как их потом продавать, если у нас народу, который регулярно ходит на металлические концерты в обеих столицах, в несколько раз меньше? В большинстве компаний затраты на рекламу и раскрутку минимальны. Это значит, что ты пишешься за свой счет, а потом в лучшем случае получаешь гонорар, который даже не окупает студийных затрат. Рассчитывать на реальные отчисления с тиража может только сумасшедший, ведь при наших законах просто невозможно проверить, сколько пластинок продано. Мы остановились на CD-Maximum, поскольку их предложение было самым интересным, к тому же они пытаются помочь с промоушном.
Как у вас обстоят дела с зарубежными гастролями?
Мы с Комой были в Финляндии два раза, играли в клубах и на фестивалях; впечатления - самые положительные. Хэдлайнерами на одном фесте были Suburban Tribe (альтернатива); на другом - Lullacry, и обе эти команды стояли весь наш сет с открытыми ртами. А после нашего первого концерта добрая половина зала была в свежеприобретённых майках Комы. А ведь финны - народ очень искренний и непосредственный. Не понравишься - могут и помидорами закидать. (Смеётся.)
На новом альбоме одна из самых хитовых и неоднозначных песен - Какая разница, изначально называвшаяся Убить Талиба. Чем была вызвана смена названия?
Просто публика стала воспринимать эту вещь неадекватно - чуть ли ни как нацистский гимн. Это нас очень разозлило! Мы поняли, что название в корне неверно, ведь в песне нет призыва к насилию или разжиганию межнациональной розни. Это - только наше негативное отношение к бессмысленной бойне на Востоке, к терактам по всему миру. Песня - не призыв, а ответ на насилие.
Вы являетесь еще и концертным составом Бонн НЕМ. Может быть, потому альбомы Комы пишутся так долго?
Отчасти это правда. У Бонн НЕМ гораздо более насыщенный гастрольный график. А в начале нашего сотрудничества мы писали для Немоляева практически всю музыку. Но дело даже не в этом. Каждый альбом Комы - вдумчивый и концептуальный продукт, у нас нельзя заниматься дуракавалянием. Все идеи вынашиваются очень долго. А стебаться у нас по жизни получается очень хорошо, и аранжировки в Бонн НЕМ делаются быстро.
Бонн НЕМ оказался не только более несерьезным, но и более коммерческим проектом.
Естественно, у Бонн НЕМ сама фишка, сама концепция была более выгодной с точки зрения подачи широкой аудитории - сочетание стеба, ностальгии, драйва и определенной хитовости. Группа была обречена на успех. Я даже скажу больше: мы обязаны были пробиваться на Запад.
Если бы Кома выпускала диски чаще, чем раз в пять лет, то и ваша карьера была бы успешнее...
Да, это большое наше упущение. Много времени было потеряно из-за того, что Ник подолгу лежал в больницах. Нам советовали записать альбом с другим музыкантом - песен-то новых было достаточно. Но мы всегда были прежде всего друзьями и не могли так поступить. И правильно сделали.
Ты не ощущаешь себя в тени Бонн НЕМ?
Возможно, но я от этого не страдаю. Родство с Бонн НЕМ идет Коме на пользу: люди слушают Бонн НЕМ, а потом приходят на наши концерты. Другое дело, что с Бонн НЕМ прежде всего следует ассоциировать Кирилла Немоляева, который отвечает за политику и имидж этого коллектива.
Почему в Бонн НЕМ ты исполняешь несвойственные тебе функции гитариста?
Это всеобщее заблуждение... Напротив, до Комы я играл исключительно на гитаре. Но при создании группы оказалось, что есть два гитариста - Ник и Парамон, а басиста не хватает. Пришлось спешно переучиваться.
У вас в этом году юбилей - пятнадцатилетие коллектива. Чего бы вы себе пожелали в качестве подарка?
Юбилей мы будем праздновать в следующем году. Вообще, пятнадцать лет - это не так-то и много... А пожелать хочется побольше новых впечатлений, открытий и позитивных эмоций. Чтобы люди вокруг старались понять наше творчество не только в рамках тяжелой музыки и концертного угара, но и как наши личные переживания. Тогда наверняка и пластинки будут выходить чаще, и меланхолии в них будет меньше. Хотя наш фаталистический взгляд на жизнь уже не изменить.
Беседовал Кирилл Мясников



Читайте далее: Billy Idol: Billy Idol IFK: IFK: Mosquito Men IMMORTAL: IMMORTAL IMMORTAL: Интервью с Аббатом (1999) IMPERANON: Интервью с Алекси Вирта (май 2004) IMPETIGO: IMPETIGO - история группы (2004) IN EXTREMO: IN EXTREMO IN EXTREMO: Интервью с Мишей Рейном (2002) INFECTIOUS GROOVES: INFECTIOUS GROOVES INFESTUM: Интервью с Йоном Карганом (2003) ALCATRAZZ: ALCATRAZZ IN FLAMES: Интервью с Андерсом Фриденом (18 февраля 2004 года) IN FLAMES: Интервью с Петером Иверсом (14 августа 2004 года) INKUBUS SUKKUBUS: INKUBUS SUKKUBUS - биография группы I.Q.: I.Q. IRON MAIDEN: Монстры рока даже не курят! IRON MAIDEN: IRON MAIDEN IRON MAIDEN: Интервью с Эдрианом Смитом (2002) THE IRON MAIDENS: Интервью с Дженни Уоррен (апрель 2002)