Главная страница - Текущий раздел: Статьи

LED ZEPPELIN: Группа Лед Зеппелин




Можно предположить, что, назвав свою группу Лед Зеппелин, т. е. Свинцовый дирижабль, музыканты, ее организовавшие, вряд ли рассчитывали на стремительный взлет к славе. Но судьба распорядилась иначе. С конца шестидесятых годов и до сегодняшнего дня Лед Зеппелин считается одной из наиболее оригинальных и интересных групп мира, их песни стали хрестоматийными.
Вторая половина шестидесятых годов, особенно конец десятилетия,- интереснейший период в британском роке. Сейчас даже трудно проследить, сколько разных стилей и направлений современной музыки зародилось именно в то время. Как Мадди Уотерз, впервые сыгравший блюз на электрической гитаре в конце пятидесятых годов, вряд ли мог предвидеть появление и огромную популярность десятилетием позже белых блюзов, так и музыканты, щедро разбрасывавшие зерна экспериментов в плодородную почву конца 60-х, не могли предсказать, какие всходы появятся через десять, а то и двадцать лет.
Одной из групп, чье влияние ощущается и поныне, причем в самых разных областях музыки, и стала Лед Зеппелин.
Ансамбль был организован в октябре 1968 года четырьмя весьма к тому времени известными музыкантами. Гитарист Джимми Пейдж (настоящее имя - Джеймс Патрик Пейдж) родился в 1944 году. Научился играть на гитаре, копируя нота в ноту соло Джеймса Бертона на записях Рики Нельсона и пассажи Скотти Мура на ранних пластинках Элвиса Пресли. Несколько лет он работал как студийный музыкант, не присоединяясь ни к какой группе. Вскоре он уже был известен как незаурядный гитарист, к его услугам прибегали при записи такие исполнители, как Том Джонс и Донован, Джефф Бек и Джорджи Феим, Роллинг стоунз и Херман'з Хермитс, Ху и Кинкс, Them и Pretty Things. Он пробовал свои силы также как композитор и продюсер - в этом качестве он работал с Эриком Клэптоном, Джоном Майаллом, Нико.
В 1966 году он соглашается присоединиться к группе Ярдбердз как ритм-гитарист. Однако вскоре он стал вторым лид-гитаристом (первым был Джефф Бек).
Джон Пол Джонс (настоящее имя - Джон Болдуин) родился в 1946 году. Как и Пейдж, много работал в студиях грамзаписи - с Родом Стюартом, Роллинг стоунз, Дасти Спрингфилд, Ширли Бэсси, Херман'з Хермитс, Донованом, иногда выступая в роли клавишника, иногда - аранжировщика, но чаще всего как бас-гитарист. Во время совместной работы над пластинкой Донована Hurdy Gurdy Man Пейдж и Джонс и обсудили впервые возможность создания собственного ансамбля.
Послужной список вокалиста Роберта Планта (родился в 1948 г.) и барабанщика Джона Бонэма (родился в 1949 г.) был поскромнее. Бонэм играл в бирмингемских группах, ныне никому не ведомых, а позже присоединился к ансамблю Бэнд ов Джой, руководителем которого был Плант. Группа выпустила несколько синглов, особого успеха не имевших, и Плант в 1968 году начал выступать в блюзовом дуэте с Алексисом Корнером (подробнее о роли Корнера в музыкальной жизни Англии тех лет рассказывается в аннотации к пластинке Роллинг стоунз Игра с огнем - Архив популярной музыки № 4), когда Пейдж предложил ему и Бонэму вступить в новый состав развалившихся к тому времени Ярдбердз.
Слава Ярдбердз была столь велика, что без долгих раздумий музыканты назвали себя Новые Ярдбердз и отправились в Скандинавию доигрывать концерты по контракту, которым был связан Пейдж как участник старого состава. Кстати, и позже, когда уже появилось название Лед Зеппелин, на афишах зачастую в скобках поясняли: Бывшие Ярдбердз.
Перед самым отъездом в Скандинавию группа записала (за 30 часов) свой первый диск, названный просто Led Zeppelin.
До выхода пластинки группа особым успехом в Англии не пользовалась, и тогда их менеджер Питер Грант, которому Лед Зеппелин обязан не меньше, чем Битлз - Брайану Эпстайну, а Элвис Пресли - Тому Паркеру, решил отправиться в турне по США. До этого английские группы приезжали в Америку, как правило, на волне успеха - достаточно вспомнить тех же Битлз.
Критика встретила группу (как и позже пластинку) довольно прохладно, но слушатели были в восторге.
После выхода первых двух альбомов ансамбля (1968 и 1969 гг.) в творчестве коллектива наметились два основных направления. Первое - хард-роковое, продолжение линии Крим, Джеффа Бека, Ху, Кинкс, Ярдбердз, с ярко выраженной блюзовой основой. Сами музыканты называли его тяжелый блюз. Именно благодаря песням этого направления, Лед Зеппелин (вместе с Дип Пёрпл) и считается духовным отцом тяжелого металла.
Второе - полуакустическое, с широким использованием народной музыки, продолжение линии группы Инкредибл Стринг Бэнд. И хотя сейчас многочисленные поклонники Лед Зеппелин, в том числе и в нашей стране, помнят прежде всего первое направление их творчества, в отрыве от второго оно дает весьма однобокое представление об ансамбле.
Обе эти составляющие проявились и в последующих записях коллектива, в том числе и на альбомах Led Zeppelin III и Led Zeppelin IV, из которых и составлена настоящая пластинка.
Классикой рока стала Песня иммигрантов с третьего альбома, написанная в жестком, хард-роковом стиле. Примером фольклорного направления служит народная песня Виселица в аранжировке Джимми Пейджа и Роберта Планта. На всех концертах Лед Зеппелин огромной популярностью у слушателей пользовался блюз С тех пор, как я тебя люблю.
Четвертый альбом группы, получивший также неофициальное название альбом с рунами из-за своего оформления, считается одним из лучших в истории коллектива. На нем записаны прекрасные песни: Черный пес, Рок-н-ролл, Когда рухнет плотина и другие. Но подлинную славу пластинке принесла ошеломляющая Лестница на небеса - композиция, в которой соединились различные интересы музыкантов, от акустического фолка до предметаллического забоя.
К началу семидесятых годов Лед Зеппелин были не просто суперзвездами, они были одной из самых популярных групп мира.
Надо отдать должное Питеру Гранту - он очень умело подогревал интерес к ансамблю. Одна пластинка примерно в полтора года, раз в два года - огромное турне по разным странам, в первую очередь по США. У музыкантов было время искать новые пути, экспериментировать, просто-напросто жить. Неудивительно, что на всех концертах они практически всегда были в прекрасной форме - и физической, и творческой. В 1973 году вышла их пластинка Houses Of The Holy (Дома святых), на которой, помимо привычных ритмов, были записаны песни в стилях регги и соул. В 1975-м - Physical Graffitti (Физические рисунки), в 1976-м - Presence (Присутствие). В том же году вышел знаменитый документальный фильм о концерте группы в Мэдисон-сквер Гарден The Song Remains The Same (Песня остается неизменной) и двойной альбом с записью музыки из фильма. И хотя критики оценили и фильм, и пластинку довольно прохладно, они, безусловно, интересны именно тем, что позволяют познакомиться с концертными вариантами известных песен, исполняемых без обычной студийной сдержанности.
После 1976 года в концертной и студийной деятельности Лед Зеппелин наступил трехгодичный перерыв, многие поговаривали, что группа прекратила свое существование, но в 1979 году вышла новая пластинка - In Through The Out Door (Вход через выход) - по сути лебединая песня ансамбля. В 1980 году трагически погибает Джон Бонэм. Выпущенная через два года Coda (Кода) ничего не могла прибавить к репутации Лед Зеппелин.
Пейдж и Плант - два основных солиста группы - продолжают выступать и записывать пластинки как по отдельности, так и создавая совместные ансамбли, но пока ни один их альбом не смог приблизиться по мастерству и воздействию на слушателей к лучшим записям Лед Зеппелин.
Некоторые из этих записей и представлены на настоящем диске.



Читайте далее: JACK FROST: Здравствуй, дедушка Мороз! JAG PANZER: JAG PANZER G.G. Allin: G.G. Allin - биография Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК: Лучший бас-гитарист в мире. Ростислав из группы Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК рассказывает о секретах техники игры на бас-гитаре. JAM: JAM - биография группы JANE'S ADDICTION: JANE'S ADDICTION JESTER'S MARCH: JESTER'S MARCH FOREIGNER: FOREIGNER THE ALMIGHTY: THE ALMIGHTY JO JO GUNNE: JO JO GUNNE JOY DIVISION: JOY DIVISION JUDAS PRIEST: Клевая работа KAMELOT: KAMELOT FORGIVE-ME-NOT: Интервью с Андреем Сухановым (2003) КАРЛИК ПОП: Мама, все это Карлик Поп - интервью с Михаилом Левитиным (май 2004) KATATONIA: Жизнь в серых тонах KHOLD: Интервью со Сваром (2001) AMORPHIS: AMORPHIS KILLSWITCH ENGAGE: Интервью с Джастином Фоли (январь 2005 года)