Главная страница - Текущий раздел: Статьи

Alvin Lee: Элвин Ли в Москве (1995 год)




Четверть века назад отшумел легендарный вудстокский фестиваль.
Четверть века назад на Вудстоке состоялось вулканоподобное выступление группы TEN YEARS AFTER во главе с блестящим гитаристом Элвинои Ли.
Четверть века спустя ALVIN LEE BAND дал два концерта в Москве. 25 Years After Woodstock - назывались они.
И, как верно было замечено в Московской Правде, ...у истинных поклонников рока появился повод рухнуть без чувств, Правда, воспользовались им не столь многие, но об этом - после, а пока - немного истории.
Элвин Ли родился в Ноттингеме в семье поклонников джаза и блюза. В 13 лет он уже слыл вундеркиндом гитары к играл в группе THE JAILBREAKERS, потом было еще несколько составов, последний - THE JAYBIRDS, с приходом новых музыкантов (Рика Ли и Чика Черчилля) превратился в TEN YEARS ARER. В 1966 году группа перебазировалась в Лондон и к 1968 регулярно играла каждую пятницу в авторитетнейшем Marquee Club, вряд ли сознавая при этом свою популярность.
В 1969 году группа получила приглашение от американского продюсера Била Грэма выступить в американских клубах. Эти концерты завершились на Вудстоке. После фестиваля группа вышла на большие арены и…
Многие говорили, что нас сделал Вудсток. На самой деле это было начало конца...
Совершив за пять лет 28 турне, Элвин решил остановиться. У него стало пропадать чувство аудитории и, самое страшное, искренности исполняемой музыки, в 1976 году TYA распались, став достоянием истории.
Сам Элвин Ли все это время продолжал работать, выпускать сольные альбомы... Специалисты отмечают сольник Zoom 1992 г, А в 1994 Элвин Ли выпустил аж 70-минутный альбом Nineteen-Ninety-Four, на котором, помимо мастерски сыгранной классики (I Hear You Knocking и I Want You (She's So Heavy), представлены очень личностные работы Ain't Nobody's Business, My Baby's Come Back To Me, долгий The Bluest Blues... В записи принимали участие Джордж Харрисон и Тим Хинкш…
Концертам в Москве предшествовала пресс-конференция, фрагменты которой мне хотелось бы здесь привести, ибо ничто не говорит столько о человеке, сколько его собственные слова (разумеется, с учетом работы на имидж).
О ПОПЫТКЕ ВОССОЗДАТЬ TEN YEARS AFTER. Мы собрались ненадолго в конце 80-х. Но возвращаться назад всегда трудно, к тому же, здесь не последнюю роль играли коммерческие соображения. А деньги - это не повод для того, чтобы играть музыку.
О ВУДСТОКЕ. Он с теплотой и в подробностях вспоминает тот день (еще бы, представьте, сколько раз за эти 25 лет его спрашивали об этом!). О пробках на дорогах - к сцене их доставили на армейском вертолете, и о том, что вместо 14.30 он оказался на сцене в девять вечера, потому что никто толком не знал порядок выступлений, и еще была гроза...
К тому моменту, когда я вышел на сцену, я был уже в… альтернативном состоянии ума, потому что меня угощали том всякими делами... Но, тем не менее - здорово! В этом, собственно, вся фишка и заключалась...
... Много потом говорили о политических аспектах, о борьбе за мир... Тогда я, наверное, впервые почувствовал, что молодое поколение действительно берет все в свои руки и может громко сказать Нет! правительству, сказать Мы не хотим воины!. Поколение Мира воссоединилось вокруг Вудстока, а потом… потом все разошлись по домам, вернулись к обычной жизни. Кто-то стал банковским клерком, кто-то юристом, словом, попали в ту жизнь, против которой протестовали. Но тогда на Вудстоке - это было что-то фантастическое!
(Его, конечно же, приглашали на помпезный Вудсток-94, но он отказался, заявив, что это - слишком коммерческое предприятие).
О ТОМ, КАК ПИШЕТСЯ МУЗЫКА. Я инстинктивный музыкант. Я не стремлюсь к достижению каких-то целей в музыке, просто играю то, что исходит из меня естественным путем…
Хорошая песня может где-то в воздухе летать, нужно протянуть руку и схватить ее. Самые лучшие песни приходят в голову очень быстро. Это в какой-то степени мистический процесс. Если не считать концерты (это для меня главное!), то создание новых песен - самый интересный процесс...
Но главное для Элвина Ли - все-таки концерты. Я играю не для себя - для аудитории. Но я играю свою музыку. Я не из тех, кто пишет музыку, рассчитывая на конкретные запросы публики. Я делаю то, что нравится мне. И когда публике нравятся эти песни, я получаю огромное удовольствие…
... Я не развлекаю публику - не умею. Если мне не нравится что-то на концерте, что-то не получается - это видно. Я чувствую себя несчастным, я начинаю разговаривать на сцене. Я не стараюсь делать вид, что все в порядке...
О ПОПУЛЯРНОСТИ. После Вудстока и фильма о нем, TYA стала очень известной в Америке. Но я вырос, играя в блюзовых клубах, и мне все меньше нравилось играть на таких больших площадках, и совершенно не хотелось быть звездой рок-н-ролла…
Я никогда не хотел быть суперзвездой, таким, как Элвис Пресли. Мне всегда хотелось быть работающим музыкантом.
ОБ АНДЕГРАУНДЕ. До 66 года я носил костюм и бабочку, кланялся публике, пел короткие песни, И вдруг все изменилось, и движение андеграунда сделало возможным выступление на сцене в джинсах и майке, с длинными волосами, соло на 20 минут. Не нужно было быть артистом эстрады, не нужно было развлекать публику. Можно было играть музыку так, как вам хотелось. Это - важная идея андеграунда: делать то, что хочешь. И это пересекалось с движением хиппи. И давало ощущение свободы!
... У меня нет желания быть в центре внимания 365 дней в году. Это - способ сбалансировать свой образ жизни. Я не давал интервью, не выпускал альбомы, но я продолжал играть концерты, играть на клубной сцене. Мне нравится атмосфера клубов, где люди курят, пьют, стучат по столу, где звук отлетает от стен, а зрители кричат рок-н-ролл! Там я чувствую себя снова работающим музыкантом.
Что ж, может быть, такой имидж и декларированная любовь играть для своих помогли ему справиться с первым шоком при выходе на московскую площадку: свои при первых же звуках его гитары ломанулись к сцене, оставив за спиной... почти пустой зал.
Сказалось отсутствие рекламы или просто поуменьшились числом старые фанаты, писавшие еще в 70-х письма в туманную Англию о том, что им запрещают слушать его музыку и приходится ловить заглушаемые вражьи голоса... Да, иных уж нет, а те - далече.
Зато случайных людей в зале практически не было. Кажется, всех наших блюз-джазменов здесь встретили - от КРОССРОУДС в полном составе, ЛИГИ БЛЮЗА и Бориса Булкина до ветеранов в лице Вячеслава Горского, Алексея Уайта Белова и Владимира Кузьмина,
Элвин Ли начал со свеженького Keep On Rockin и закончил серией легендарных хитов во главе со знаменитой I'm Going Home, принесшей славу TEN YEARS AFTER в 69-м,
Он играет по-прежнему великолепно. Не обходится без трюков, типа игры барабанной палочкой вместо медиатора. У него отличные музыканты - Стив Берт Голд на басу и барабанщик Алан Мишель Янг, покоривший всех фантастическим соло... И, несмотря на плоховато подзвученные барабаны я периодически пропадающий бас, драйву было хоть отбавляй!
А в финале второго дня гости вышли на сцену вместе с гитаристом разогревающей группы THE BLUES MOBILE BAND из Грузии и исполнили хиты Элвина Ли Choo Choo Mama и Rip It Up.
Вот так. Он ходит в кроссовках, коже и майке Harley Davidson. Когда-то у него было три мотоцикла, но теперь нет даже машины: он ездит на велосипеде, заботясь таким образом о чистоте окружающей среды. Может, это не очень соответствует моему имиджу, но это лучше для человечества и Земного Шара...
Он играет рок-н-ролл и в свои 50 лет считает, что менять это занятие поздновато. Он собирается играть еще лет до 80-ти и надеется запечатлеться в памяти народной не как звезда, а как просто музыкант. Работающий музыкант - его профессия (а звезда - это по совместительству).
Анастасия ЯГОДИНА



Читайте далее: FOREIGNER: FOREIGNER Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК: Жирные басы и немного лицедейства Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК: Я И ДРУГ МОЙ ГРУЗОВИК - биография группы JAMES GANG: JAMES GANG JEFFERSON AIRPLANE: JEFFERSON AIRPLANE JESUS AND MARY CHAIN: JESUS AND MARY CHAIN - биография группы JETHRO TULL: JETHRO TULL Joan Jett: Joan Jett JOURNEY: JOURNEY JUDAS PRIEST: JUDAS PRIEST KALMAH: Интервью с Антти Кокко (2003) FASTWAY: FASTWAY KANSAS: KANSAS KATAKLYSM: Интервью с Жаном-Франсуа Дегене (2002) KEEL: KEEL KILLING FLOOR: KILLING FLOOR KILLING JOKE: KILLING JOKE FORTE: FORTE AMORPHIS: Интервью с Эсой Холопайненом (3 июня 2003)