Главная страница - Текущий раздел: Статьи

В. Цой и группа КИНО: КИНО. А началось все осенью 1981-го




В популярности ленинградской группы Кино есть что-то необъяснимое. И действительно, успех, слава, массовое признание обычно находят того или иного исполнителя в результате последовательности определенных событий; им, как правило, предшествуют всплески творческой активности, интенсивная работа, нарастание общественного интереса и постоянного нахождения на виду. В случае с Кино все было прямо наоборот. Год Кино начался весной 1988 года, когда группа полностью исчезла с музыкальных горизонтов, не выступала, даже не репетировала, а ее участники были заняты реализацией собственных проектов и, как это может показаться, лишь по чистой случайности выкроили в начале года несколько дней, чтобы завершить находившийся в полуфабрикатном состоянии альбом, получивший извечность под названием Группа Крови. Он-то и стал катализатором взрыва давно назревшей киномаиии, в считанные
месяцы охватившей страну. А началось все осенью,1981 года, когда на обломках жэковских команд Палата № 6 и Пилигрим возникло трио Гарин и гиперболоиды. Пару месяцев спустя состав сократился до дуэта, а название обратилось в Кино - в ту пору под ним скрывались Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они вступили в рок-клуб, вступили - при деятельном участии музыкантов Аквариума - на его сцене записали альбом, по суммарному времени звучания получивший название 45, и исчезли на целый год. Затем выступили еще раз - уже впятером - с электрической программой и... распались.
И все же в мае 1984 года Кино появилось вновь; Виктор Цой, а вместе с ним Юрий Кяспарян (гитара), Александр Титов (бас.) и Георгий Гурьянов (барабан) темной лошадкой вышли на сцену Ленинградского рок-фестиваля и произвели сенсацию, став одним из главных открытий этого смотра творческих сил рок-движения. Звание лауреатов фестиваля Кино подтвердило еще дважды - в 1985 и 1987 годах. Осенью 1984 года А. Титова сменил Игорь Тихомиров - по совместительству участник Джунглей и один из лучших бас-гитаристов страны. С тех пор состав Кино - если не считать эпизодических появлений разнообразных гитаристов, перкуссионистов и клавишников, редко игравших с группой больше одного концерта, - остается неизменным.
Песни Кино поражают обилием свежих мелодических решений, их аранжировки отличает сдержанность и лаконизм, а отличная ансамблевая игра, в которой вклад каждого участника равнозначен и незаменим, позволяет говорить о них как о классическом образце рок-группы.
В текстах Виктора Цоя - а именно он является автором практически всего репертуара Кино - романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими, бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир современного молодого человека. Острые, почти публицистические обращения соседствуют в песнях Кино с добрым юмором, а иногда и с едкой иронией, которая вообще характерна для поэтического языка Цоя. В более поздних работах группы заметно повзросление ее героя, отход от наивного бытописания жизни дворов и подворотен к более серьезным проблемам, призывы к действию, поступку, жажда нравственного совершенства.
В последние годы - особенно после успеха Группы крови - творческая активность группы значительно возросла. Кино регулярно выступает в Ленинграде, периодически гастролирует. В 1989 году группа дважды побывала за рубежом - на благотворительных концертах в Дании и на крупнейшем во Франции рок-фестивале в Бурже. Их музыка звучит в фильмах Рок, Асса, Город, Игла - в последнем Виктор Цой дебютировал как исполнитель главной роли.
Из газеты мы узнали дату и немногие подробности его гибели. Но хотим знать все о его жизни и творчестве.
Смерть так, потрясла, что мы даже (не знаем) не представляем себе, как много знаем <го жизни и творчестве Виктора Цоя.
Иначе бы не провожали его так. Самое главное, что он успел стать художником.
Мы его любим потому, что он победитель. Имя Виктор означает победитель. Он очень рано сделал ставку на свой талант на свою энергию, на друзей - и выиграл. Не все его любили: свидетельством тому грубый анекдот, ходивший; по российской провинции, но он оказался для всех последним героем.
Кино поддержал Гребенщиков, но и Кино в свою очередь поддержало поколение дворников и сторожей. Никто не начинает в одиночку: по двое, по трое, рок-группами, метрополиями, только конец у всех разный. Цой, говорят, хотел написать стебовую историю группы Кино. Но - не написал.
В январе этого года брали интервью у Алексея Учителя, автора фильма Рок. Он сказал: Фильм Рок был не о музыке. Рок- в смысле судьба. Я хотел бы вернуться через 5 лет (прчти 3 года прошло) к Цою, Гребенщикову и посмотреть, как все изменилось.
В этом фильме Виктор Цой впервые появился на экране. Потом была дипломная работа Саши Бурцева - Город по сценарию Шинкарева и Тихомирова, это взгляд ленинградской культуры на самое себя, и Виктор снялся там... вместо Саши Башлачева, который покончил с собой за неделю до съемок. В кадре Цой пел новую песню:

А жизнь только слово,
Есть лишь любовь и есть смерть,
Эй! А кто будет петь,
Если все будут спать?
Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать?

Он вообще, как настоящий художник не стеснялся смерти; Он серьезно думал об этом. Может быть, ему не хватало смерти в жизни, потому что он был романтик.- Он бросил ей вызов в фильме Игла. Смерть на экране - плохая примета, но судьба дала ему еще время для того; чтобы он стал лучшим актером года, поездил по Союзу, слетал в Америку.
Цой (особенно в последние два-три года) держал на дистанции и журналистов, и фанов. При жизни ему никто не помогал, кроме своих. Да он и ничего не просил:

Ты должен быть сильным,
Ты должен уметь
Сказать: руки прочь,
Прочь от меня...
Ты должен быть сильным, иначе
Зачем тебе жить?

Альбом группы Кино, вероятно, будет выпущен не на фирме Мелодия, а его друзьями. Если и будет документальный фильм, его должен сделать Рашид Нугманов. Последние песни Виктора Цоя, его картины, интервью, которое он дал в Америке, - может быть, мы скоро это увидим.
ЛЕГЕНДЫ О ВИКТОРЕ ЦОЕ ПРОДОЛЖАЮТСЯ



Читайте далее: Glenn Hughes: Голос классического рока в России - отчет о концерте Гленна Хьюза в Москве 23 ноября 2001 года Ian Hunter: Ian Hunter FORBIDDEN: FORBIDDEN HYPOCRISY: Интервью с Петером Тагтгреном (1999) АЛИСА: Популярность - это чешуя - интервью с Константином Кинчевым (2003) HYPOCRISY: Интервью с Питером Тагтгреном (1999) HYPOCRISY: Последняя глава - интервью с Питером Тагтгреном (1997) BAL-SAGOTH: Интервью с Мэтью Барлоу (1999) ICON: ICON Billy Idol: Интервью с Билли Айдолом (2005) ILLUMINATE: Интервью с Йоханнесом Бертольдом (январь 2004) IMMORTAL: IMMORTAL не едут на Кубу! - интервью с Искарией (2002) IMPALED NAZARENE: IMPALED NAZARENE Lita Ford: Lita Ford INCANTATION: Интервью с Кайлом Северном (2002) IN EXTREMO: IN EXTREMO IN EXTREMO: Интервью с Flex der Biegsame (2002) INFERNAL MAJESTY: INFERNAL MAJESTY INFINITY: История создания проекта INFINITY (2001)