Главная страница - Текущий раздел: Статьи

МАШИНА ВРЕМЕНИ: Биография группы МАШИНА ВРЕМЕНИ (1991)




Ставшая, по сути дела, первой звездой отечественной рок-музыки и во многом предопределившая ее переход к русскоязычному творчеству, МАШИНА ВРЕМЕНИ была организована в одной из московских школ, хотя ее создатель и с тех пор бессменный лидер Андрей Макаревич начал свой путь в музыку годом раньше. В 1968 г. он впервые услышал БИТЛЗ и, подверженный всеобщей моде, собрал из одноклассников и одноклассниц вокально-гитарный квартет THE KIDS, с переменным успехом игравший англоязычные номера на вечерах школьной самодеятельности. Знакомство с певшими уже тогда по-русски АТЛАНТАМИ А. Сикорского и К. Никольского побудило ею сделать настоящую группу и начать сочинять песни самостоятельно.
В первый, просуществовавший крайне недолго, состав МАШИНЫ ВРЕМЕНИ вошли: Андрей Макаревич - гитара, вокал; Александр Иванов - гитара; Павел Рубин - бас; Игорь Мазаев - фортепьяно; Юрий Борзов - барабаны. Необходимость добиться минимально-профессионального звучания уже вскоре вызвала изменения: один за другим ушли Иванов, Рубин и Мазаев. Их заменили Александр Кутиков - бас, вокал и Сергей Кавагоэ - клавишные. Мало-помалу группа начала выступать, добиваясь популярности в окрестных школах.
В 1970 г. последнего из ветеранов - Ю. Борзова - сменил довольно известный в Москве барабанщик Максим Капитановский. У МАШИНЫ ВРЕМЕНИ появился свой аппарат и довольно обширный репертуар. Два года спустя, однако, Капитановский уходит, чтобы впоследствии раствориться в ресторанно-филармонической карусели, и группа, не найдя ему достойной замены, распадается. Следующие 12 месяцев или чуть больше судьба участников МАШИНЫ ВРЕМЕНИ оказалась связанной с довольно известной в Москве поп-группой ЛУЧШИЕ ГОДЫ Р. Зобнина. Незадолго до этого ЛУЧШИЕ ГОДЫ радикально поменяли свой состав и одним из новобранцев стал соученик Макаревича по Архитектурному институту Сергей Грачев, который и привел вслед за собой Макаревича, Кутикова и Кавагоэ.
В 1973 г ЛУЧШИЕ ГОДЫ почти в полном составе ушли на профессиональную сцену и МАШИНА ВРЕМЕНИ была возвращена к жизни. С осени 1973 г. до начала 1975 г. группа пережила смутное время, выступая на танцплощадках и сейшенах, играла за стол и кров на южных курортах, беспрерывно меняя состав. За эти полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов, среди которых были барабанщики Юрий Фокин и Михаил Соколов, гитаристы Алекс Уайт Белов, Александр Микоян и Игорь Дегтярюк, скрипач Сергей Осташев, клавишник Игорь Сеульский и многие другие. Не выдержавший этой круговерти Кутиков в конце концов ушел в ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО, Саульский позже играл с АРСЕНАЛОМ Алексея Козлова.
К весне 1975 г. состав МАШИНЫ ВРЕМЕНИ стабилизировался: Макаревич, Кавагоэ (в результате всех этих перемещений оказавшийся за барабанами) и басист, вокалист Евгений Mapгулис; приобрел узнаваемые черты и стиль группы, который определили многочисленные интересы и пристрастия ее участников: от бардовской песни до блюза и от кантри до рок-н-ролла. Плюс характерные тексты Макаревича: чуть ироничные, иногда немного патетичные, имеющие форму притчи или басни, они затронули широкий круг проблем, характерных для тогдашней молодежи.
В марте 1976 г. МАШИНА ВРЕМЕНИ с триумфом выступила на Таллиннских Днях популярной музыки, после чего по приглашению МИФОВ и АКВАРИУМА дала несколько концертов в Ленинграде, которые стали началом массовой и длившейся 5 лет машиномании. На полгода к группе присоединился ленинградский блюзмен Юрий Ильченко (экс-МИФЫ). МАШИНА ВРЕМЕНИ каждые 2-3 месяца совершает челночные рейсы в Ленинград, давая по нескольку концертов, производивших смятение в рядах местных рок-фанов, и снова исчезает.
Росту популярности группы способствовало и ее участие в фильме Г. Данелия Афоня, в котором прозвучал тогдашний ее хит Ты или я (Солнечный остров). Продолжались эксперименты с составом. После ухода Ильченко в МАШИНЕ ВРЕМЕНИ появились скрипач Николай Ларин, трубач Сергей Кузьминок, кларнетист Евгений Легусов, клавишники Игорь Сеульский (вторично) и Александр Воронов (экс-Виктория). В 1978 г. ленинградский звукорежиссер Андрей Тропилло выпустил первый магнитоальбом МАШИНЫ ВРЕМЕНИ День рождения. На следующий год группа подготовила монументальную программу Маленький принц с развернутыми инструментальными соло, чтением стихов и начатками режиссуры (она тоже была записана на пленку).
Летом 1979 г. внутренние противоречия, уже давно копившиеся в группе, нашли свое разрешение. МАШИНА ВРЕМЕНИ снова распалась: Кавагоэ и Маргулис, собрав старых друзей, образовали ВОСКРЕСЕНИЕ, Воронов реорганизовал ВИКТОРИЮ, а Макаревич осенью того же года вывел на сцену новый состав МАШИНЫ ВРЕМЕНИ: Александр Кутиков - бас, вокал; Валерий Ефремов - ударные; Петр Подгородецкий - клавишные, вокал. Они подготовили новый репертуар, поступили на работу в Московский областной театр комедии, а в марте 1980 г. стали главной сенсацией и лауреатом Всесоюзного рок-фестиваля Весенние ритмы. Тбилиси-80. Группа, наконец, вышла из подполья, получила признание миллионов слушателей. Однако оттепель длилась недолго. Весной 1982 г. против рок-музыки была развернута кампания, инспирированная статьей Рагу из Синей птицы в Комсомольской правде. Так и не вышел первый альбом на Мелодии, программа МАШИНЫ ВРЕМЕНИ по многу раз правилась и пересматривалась бесчисленными худсоветами. Группу покинул Подгородецкий, которого заменили скрипач Сергей Рыженко и клавишник Александр Зайцев. Рыженко, к сожалению, год спустя уходит.
Вынужденное снижение активности МАШИНЫ ВРЕМЕНИ побудило Макаревича искать себя в других жанрах. Он выступал соло (с акустическим репертуаром), снимался в кино (вместе с группой): в двух не слишком интересных художественных лентах А. Стефановича - Душа (1982) и Начни сначала (1986), написал музыку к кинофильмам Скорость и Прорыв.
Лишь в 1986 г. с изменением всей культурной политики страны МАШИНА ВРЕМЕНИ получила возможность нормальной работы. Были подготовлены новые, довольно сильные программы Реки и мосты и В круге света, послужившие основой для одноименных пластинок. Вышла также ретроспективная пластинка 10 лет спустя, на которой Макаревич попытался восстановить звучание и репертуар МАШИНЫ ВРЕМЕНИ середины 70-х годов. Группа посетила несколько зарубежных рок-фестивапей, работала над альбомом в США, где, кстати, еще в 1981 г. была выпущена их пиратская пластинка.
Судьбе МАШИНЫ ВРЕМЕНИ в той или иной форме посвящены документальные фильмы Рок-культ, Рок и фортуна, Шесть писем о бите. Долгое время МАШИНА ВРЕМЕНИ не придавала значения определению названий своих альбомов и не датировала их годами. В дискографии мы приводим наиболее важные и интересные образцы звукозаписи группы, которая, кстати, имела и великое множество пиратско-концертных альбомов.
Летом 1990 г. перед гастролями в Куйбышеве из МАШИНЫ ВРЕМЕНИ уходит Александр Зайцев. В группу возвращаются Евгений Маргулис, который теперь играет на гитаре, и Петр Подгородецкий. В репертуаре МАШИНЫ ВРЕМЕНИ опять много песен классического репертуара прошлых лет.
В 1990 г. сольный магнитоальбом и пластинка выходят и у Кутикова.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: День рождения (1978). Машина времени-79 (1979), Маленький принц (1979), Москва-Ленинград (1981), Несостоявшийся концерт (1982), Чужие среди чужих (1984).
Пластинки: Охотники за удачей (Кисмет Рекордз. США, 1981), В добрый час (ВФГ Мелодия, 1986), Реки и мосты (двойной альбом). (ВФГ Мелодия, 1987), 10 лет спустя (ВФГ Мелодия, 1987), В круге света (ВФГ Мелодия, 1989), Песни под гитару (сольный альбом Андрея Макаревича). (ВФГ Мелодия, 1989).



Читайте далее: AMORPHIS: Фигня! Мы - рок-старз! - интервью с Паси Коскиненом и Томи Койвусаари (2000) В. Цой и группа КИНО: Жестокая логика гибели Виктора Цоя В. Цой и группа КИНО: КИНО. А началось все осенью 1981-го В. Цой и группа КИНО: КШ - будущее Костромского клуба памяти Виктора Цоя КИНО: Биография группы КИНО (1991) AMORPHIS: Amorphis - северная легенда. (1995) КИРПИЧИ: Наша Сила - от Ума! - интервью с Васей Васиным (2002) КОРОЛЬ И ШУТ: Как в Старой Сказке - Андрей Князев представляет Новый альбом КОРОЛЯ и ШУТА КОРОЛЬ И ШУТ: Короли и капуста KISS: KISS ALGOL: Интервью с Далкиелем (2002) Mark Knopfler: Музыка серебряных струн - репортаж с московского концерта Марка Нопфлера 31 июля 2001 года КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА: Зубы - история альбома KOROZY: Черный металл с берегов черного моря. Часть II - интервью с МакМанусом и Некроном (2001) Lenny Kravitz: Lenny Kravitz KREATOR: KREATOR KREATOR: Никаких экспериментов в этот раз! КРЕМАТОРИЙ: Кондратий, который всегда возвращается - интервью с Арменом Григоряном (2001) КРУИЗ: Интервью с Валерием Гаиной (29.06.2002)