Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ЛЕНИНГРАД: Шнур и великие - интервью с Сергеем Шнуровым (2002)




Сергей Шнуров - это удивительный человек. Никто чаще него не ругается матом в приличном обществе. Но и никто чаще него не сравнивает свое собственное творчество с произведениями великих. Скажем, земляк Шнура Борис Борисович Гребенщиков, который за тридцать лет творческой деятельности пропел с миллион бессмертных строчек, в самом крайнем случае ссылается на Будду, но никогда в разговоре не приплетает Малевича или Пикассо. А Шнур приплетает. Когда спрашиваешь его о творческом развитии группы Ленинград, он говорит, что развитие, безусловно, есть. И мотивирует это тем, что без прогресса никак нельзя. Ведь и Малевич не рисовал всю жизнь черные квадраты. Потом он говорит, что не любит пояснять свои песни, потому что это бестолковое занятие. И если бы у Микеланджело спросили, как он сделал свою скульптуру, разве Микеланджело стал бы рассказывать: Взял я кайло и стучал вот здесь вот так? Разумеется, не стал бы. Вот и Шнуров не станет.
- Полгода назад ты, кажется говорил, что Ленинград прекращает свое бренное существование.
- Говорил. Но потом мы решили: пусть люди еще несколько хороших песен услышат. И мы прекратили все концерты, а сели в студии и писали песни исключительно для собственного удовольствия. И записали альбом, который называется Пираты XX века.
Там намешано очень много музыкальных стилей - от хард-рока до реггей, техно и даже блюза. Цель глобальная: наконец-то продемонстрировать публике, на что мы способны. И в подтверждение собственных слов Шнуров ставит мне песню с нового альбома, у которой названия пока нет. А содержание, в переводе на литературный язык, такое: резиновый мужчина и резиновая женщина занимаются сексом, и, как это ни прискорбно, совершенно без любви. Почему же без любви-то? - А я откуда знаю? Так бывает. Эту песню я придумал еще полгода назад и уже не помню, почему. Может, прочитал что-то или увидел. Мы ж художники, нам необязательно проживать все, о чем в песнях поется. Можно у кого-нибудь подсмотреть. Если бы я проживал все песни группы Ленинград, то уже давно был бы на том свете.
- А если кто-то из слушателей попытается это пережить?
- Исключено. У нас нет фанатичных поклонников. Вокруг нас такая завеса иронии, что через нее не пробиться фанатизму. И к тому же Ленинград разрушает представления об искусстве как о чем-то возвышенном.
- Мне всегда было интересно: что заставляет тебя писать ленинградские песни? Что с человеком должно произойти, чтобы он сел и написал песню про резиновую женщину и резинового мужчину (в переводе на литературный язык, разумеется)?
-Ха! Во-первых, надо, чтобы я был трезвый. А в глобальном масштабе, чтобы писать такие песни, надо жениться, расстаться с женой, потом несколько раз влюбиться, чтобы тебя несколько раз кинули, начать от этого пить, побывать на жутком дне... Ну, вот и все. Всплыть со дна и приниматься за песни.
- Как ты себя представляешь лет этак в семьдесят?
- А я не собираюсь столько жить. Я думаю, сорок лет - для меня максимум.
- А сейчас тебе сколько?
- Двадцать восемь.
- Чему ты собираешься посвятить оставшиеся двенадцать лет?
- А что, осталось всего двенадцать? Это маловато, надо будет подольше пожить. А никаких планов у меня нет. Я не рассматриваю жизнь как делание чего-то. Как складывается, так и ладно. В сорок лет я наверняка буду зашит от алкоголя, потому что перестану справляться со своим желанием постоянно бухать. Ленинграда уже не будет, это точно. И, скорее всего, я уже не буду музыкантом: в сорок лет это уже глупо.
Музыка - дело молодых. Если в сорок лет человек все еще музыкант, это значит: он был плохим музыкантом. В этом возрасте уже надо жить на проценты и авторские гонорары, поучать молодежь. Короче, как Шевчук. И мне совершенно не нравится, как смотрятся на сцене наши рокеры первого призыва.
- Сам в последнее время что слушаешь?
- Джими Хендрикса. На новом альбоме даже есть посвящение Джими Хендриксу, называется Привет, Джими!. Отлично сделано?
- У тебя не возникает профессиональной зависти?
- Если возникает, то я просто беру и ворую мелодию. С музыкальным образованием это легко. А сомнений у меня не возникает.
- Видимо, когда ты писал альбом Дачники, тебе много что понравилось... Там, помнится, были сплошные заимствования.
- Нет, там была такая цитатная концепция. Весь альбом построен на цитатах. Если честно, Дачников я уже очень давно не слышал, и слава Богу. Мы слишком часто играли эти песни на концертах, поэтому они уже вызывают у меня аллергию. Слишком частое исполнение может убить любую песню. Что-то мы мало о музыке говорим. Это плохо.
- Милости просим.
- Что милости просим? Это проблема: вроде надо говорить о музыке, но что о ней говорить - совершенно не понятно. Потому что сейчас музыка - это ширпотреб. А то, что не ширпотреб, не издается и не продается. Так что уж лучше о музыке вообще не разговаривать.
- Скажи мне вот что: про тебя говорят, ты злобный рокер.
- Да? Не знаю, не слышал. Может быть. Вообще-то, я страшный человек.
- Как тебя, страшного человека, можно к себе расположить?
- Не знаю. Может, принести бутылку виски. Хотя тоже: что мне эта бутылка? Что я, виски, что ли, не видел? Не знаю я, как ко мне подлизаться.
- Давай попробуем. Шнуров, ты гениален!
- Это смотря как сказать и смотря в каком я буду настроении. Если в плохом - могу и в глаз дать.
- И собой чудо как хорош!
- На это сразу скажу: вранье. В общем, сложный, мерзкий характер. Если мне кто-то импонирует, я сам подлижусь.
- Как?
- Все зависит от ситуации. Бывает, такое выкину, что сам себе удивляюсь. В состоянии влюбленности я начинаю чаще стричь ногти. Начинаю много шутить.
Мужчине же вообще важно завоевывать аудиторию. У меня это, видимо, само собой получается. Я об этом не думаю, я делаю. Я импровизатор, планов по захвату женщины я не пишу. Только у закомплексованного неудачника может быть четкий план Как завоевать женщину.
- А ты, значит, без комплексов?
- Если бы я был без комплексов, я не стриг бы ногти. Мне было бы на ногти наплевать. И на все остальное тоже.
Никто лучше Шнурова не умеет расположить к себе собеседника. Возможно, он говорит правду и плана у него действительно нет. Но вот что удивительно: ты приходишь к Сергею Шнурову, хулигану, матершиннику и злобному рокеру. А уходишь от милейшего молодого человека, который разрушает пафосные представления об искусстве и провоцирует зануд. Это почти перфоманс.
Наталия Экономцева



Читайте далее: JANE'S ADDICTION: JANE'S ADDICTION JESTER'S MARCH: JESTER'S MARCH FOREIGNER: FOREIGNER THE ALMIGHTY: THE ALMIGHTY JO JO GUNNE: JO JO GUNNE JOY DIVISION: JOY DIVISION JUDAS PRIEST: Клевая работа KAMELOT: KAMELOT FORGIVE-ME-NOT: Интервью с Андреем Сухановым (2003) КАРЛИК ПОП: Мама, все это Карлик Поп - интервью с Михаилом Левитиным (май 2004) KATATONIA: Жизнь в серых тонах KHOLD: Интервью со Сваром (2001) AMORPHIS: AMORPHIS KILLSWITCH ENGAGE: Интервью с Джастином Фоли (январь 2005 года) KING CRIMSON: KING CRIMSON KING DIAMOND: KING DIAMOND KING DIAMOND: Репортаж с концерта KING DIAMOND 13 марта 2000 KINGDOM COME: Независимый Ленни - интервью с Лени Вольфом (2003) AMORPHIS: Интервью с Эсой Холопайненом (2002)