Главная страница - Текущий раздел: Статьи

НОВА: Образ надо выстрадать - интервью с Василием Мищенко (2001)




Состав группы НОВА формировался непросто. Барабанщик Роман и гитарист Олег приехали в первопрестольную из Мурома, и поначалу играли в тяжелых металлических командах. Композитор и аранжировщик Володя Лемке приехал из Таганрога как лидер еще одной хард-роковой группы, но через месяц московских соблазнов группа развалилась... Вася Бааз тоже отдал несколько лет тяжелой музыке в качестве вокалиста группы D-VOTE. Но пути их в конце концов пересеклись, и вот, в марте 2001 года нынешний состав уже под названием НОВА приступил к репетициям. Вопроса в выборе направления не возникло: русский этно-рок. Но не обычное фольклорное звучание, а с западными музыкальными решениями. Летом группа успела выступить в некоторых московских клубах: Бункер, Радио Га Га, Ю-ту, Taxman.
Как только ребята узнали о том что Sprite проводит музыкальный марафон, они непременно решили попробовать свои силы. Фонограмма оказалась в руках программного директора Нашего Радио Филиппа Галкина. И вот, ребята попали в число московских участников. А дальше - больше...
Сначала стандартные анкетные вопросы. Что значит пути их в конце концов пересеклись?
Василий Мищенко (Бааз): Это значит, что все мы играли в разных командах, и все выходцы из тяжелой музыки. Очень тяжелой. Я в свое время играл в команде, которая исполняла трэш на новом витке. Потом готику. А барабанщик и два гитариста играли в конкретно тяжелых командах, исполнявших техно-дэт. И басист - в альтернативной команде. Двое людей из Мурома, один из Таганрога и двое москвичей. Когда кому-то это говоришь, все спрашивают: А как вы собрались?. Ну, в общем, Москва - третий Рим.
А почему выбрали русский этно-рок?
Василий: Сначала мы хотели играть готику, но на пьянке сыграли пару вещей, и все говорят: Давайте это играть. Мы, на самом деле, против термина этно-рок. Мы не хотели быть вторым КАЛИНОВЫМ МОСТОМ, или иметь что-то общее с этим понятием. Русский рок - такая надгробная плита... Мы просто играем то, что из души вырывается с мясом, что идет непосредственно изнутри. А поскольку мы русские люди, можно это было бы назвать и русским роком. Мы не затрагиваем никаких социальных проблем, - это мы исключили, этого нам не надо, - а в большей степени какие-то душевные переживания. А если кто-то с чем-то сравнивает, это его проблемы, а не наши.
То есть вы не склонны как-то классифицировать свою музыку?
Василий: Нет, не склонны. Просто нужно смотреть на все в целом, на музыку в отдельности и на текст. И это все сопоставлять.
Название группы тоже каждый должен понимать по-своему, или на этот счет есть какие-то свои соображения?
Василий: Просто НОВА - название. Вот есть прокладки Nova - интересный факт. НОВА трансформировалась, и вот сейчас пришла к такому составу, а на самом деле, мы играем с 1998 года, и не было тогда ни прокладок, ничего этого не было, а был Уильям Берроуз. У него есть вещь Nova Express, - там банда Нова, больница Нова... Чтобы не конкретизировать, просто решили назваться НОВА. А если кто-то в названии видит свое, - пусть. Название группы КИНО ни у кого же не ассоциируется с кинотеатром Пушкинский, а ассоциируется с конкретными людьми и конкретными песнями. Хотелось бы, чтоб так было у нас.
Ваши песни - продукт коллективного творчества, или у вас есть кто-то, ответственный за тексты, музыку?
Василий: Нет, пока это продукт мой. Слова я пишу на музыку, которая приходит во время сочинения текста. Я не могу писать стихи, как самодостаточные произведения. Они под музыку появляются. Но у нас есть человек, который говорит: О, Вася, это круто, сейчас я неделю попарюсь... - и выдает шедевры окончательные. Пока мы нарабатываем материал. Если у кого-то будут какие-то идеи - никто не против. Нет никакой такой застойности: вот этот человек сочиняет тексты, этот аранжировки делает, этот играет, этот не играет. Как лучше, так и лучше.
А стоял ли вопрос, на каком языке петь - русском или английском?
Василий: Стоял, когда у нас была группа D-VOTE, и была хорошая программа, но мы играли готический рок, На самом деле, то, что мы сейчас играем, - это то, что востребовано. Может быть, на том же фестивале Sprite. С готическим роком на английском языке у нас прорваться практически невозможно. Не то что мы сделали ставку на это: А давайте сочинять на русском, что-то такое, удобоваримое. Нет. Просто в один прекрасный день подумали: а почему бы те песни, которые мы поем в овраге у костра, на кухне, не сделать? Мы даже, когда были в D-VOTE, выступали с БОНИ НЕМ, и их продюсер сказал: Если бы у вас эти песни были на русском языке..... А я в них вложил какой-то смысл, их было невозможно переделать, абстрагироваться от музыки, написать другой текст... Вокальную линию придумать. Такие были проблемы. У нас английский язык, как таковой, не приветствуется.
Вы играли готический рок - это было что-то вроде BAUHAUS, JOY DIVISION, или более утяжеленные варианты?
Василий: Почему и разошлись с D-VOTE - это был не BAUHAUS, и не JOY DIVISION, a THE CURE, SISTERS OF MERCY - коммерческий готический рок. А хотелось какого-то андеграунда. Но артист может проявиться только когда какие-то нестандартные ходы происходят в музыке. Создание атмосферы, а не мелодической линии. Из-за этого мы и расстались с D-VOTE, потому что хотелось уйти в подземелье, - по крайней мере, мне. Хотя на английском языке и коммерческий рок никто не поймет.
В НОВЕ готические тенденции не прослеживаются...
Василий: Вообще мы натуры депрессивные. И, я думаю, нашу команду надо понимать не в смысле какой-то пьянки брутальной, а сквозь призму того, что, действительно, в большой степени мы подвержены все депрессии, упадническому настроению.
Какую музыку вы сейчас слушаете?
Василий: В последнее время - Тома Уэйтса. Мне нравится его имидж, он подтверждает то, что это можно преподнести не вульгарно, а в какой-то эстетической форме. И вообще можно написать диссертацию о том, как влияет Том Уэйтс на российских музыкантов. Очень на многих, например, таких, как Гарик Сукачев.
Только Том Уэйтс?
Василий: Очень многие. Просто мы выходцы из тяжелой музыки. Но если мы сейчас говорим обо мне, то на меня повлияли Йен Андерсон из JETHRO TULL, Брайан Ферри, Дэвид Боуи, Том Уэйтс....
То есть те музыканты, которые еще и артисты?
Василий: Да! Хочется быть артистами. Я законченный натурал, но хочется как то самовыражаться - накрасить глаза, к примеру. Этого не понимают радикальные слои молодежи, поэтому у нас были неприятные моменты. Надо имидж, наверное, выстрадать. Не только одеться, а что-то и сделать. Где-то получить по роже за это. И если продолжаешь чем-то таким заниматься, то, значит, достоин того, чтобы народ тебя как-то понимал, узнавал, воспринимал.
Кинематограф тоже влияет?
Василий: Влияет. Не хотелось бы прослывать такими занудными интеллектуалами, но, тем не менее, - Дэвид Линч, Полански, Джармуш... Чтобы была атмосфера. Смотришь даже не из-за сюжета, а потому что это входит в тебя, выходит обратно... Обмен такой.
У вас есть какая-то своя философия, или НОВА - просто содружество музыкантов, которым нравится одна музыка?
Василий: У нас было бы содружество музыкантов, если бы мы были на коммерческий фундамент поставлены.
Тогда что вас объединяет?
Василий: Застолье. Просто нравится.
А кроме застолья и музыки чем занимаетесь?
Василий: У нас творческие профессии. Грузчики, например. Хотелось бы, конечно, чтоб музыка приносила деньги. Потому что грузчик - это романтично, но лет в 40 знать, что, кроме этого, ты ничего в жизни не достиг... Оптимальный вариант, - когда любимое дело приносит хорошие деньги. Это счастье, наверное, в жизни. Поскольку такого варианта пока нет, приходится, помимо музыки, заниматься еще доходом.
Возвращаясь к музыкальному марафону Sprite - Жажда Успеха. Была какая-то конкуренция?
Василий: Была, ой, была! Мы даже не думали, что победим. А уж после выигрыша финала нам полностью башню сорвало.... часов на 8.
Павел Коробов: Сейчас мы вспоминаем, что команды были достойные. Многие команды приехали из других городов, и московские, очень даже приличного уровня. Сказать, что мы лучшие, было бы даже неприлично.
Юрий ТОРУБАЕВ



Читайте далее: Bernie Marsden: Bernie Marsden GB ARTS: Интервью с Марксом Брандом (2002) МАШИНА ВРЕМЕНИ: Андрей Макаревич отвечает на вопросы читателей FUZZ МАШИНА ВРЕМЕНИ: Биография группы МАШИНА ВРЕМЕНИ (1991) МАШИНА ВРЕМЕНИ: Пять выборов Андрея Макаревича - интервью с Андреем Макаревичем (2003) МАСТЕР: МАСТЕР в Твери (2002) Сергей Маврин: Интервью с Сергеем Мавриным (2002) Brian May: Его Величество Брайан Мэй - репортаж с концерта Брайана Мэя в Санкт-Петербурге 6 ноября 1998 года MAYHEM: Интервью с Евронимусом (1993) Paul McCartney: Пол Маккартни: Доброе привидение The Beatles Lee Aaron: Lee Aaron MEDICINE HAT: Одинокое солнце на далеком горизонте - интервью со Стюартом Анстисом (2001) GEHENNA: биография группы GEHENNA MEGADETH: MEGADETH MEGADETH: ...глушите коммуняк Интервью с группой MEGADETH (1992) MEGADETH: Отчет о концерте MEGADETH в Москве 06.07.2001 ANTHRAX: Интервью с Скоттом Яном (2003) MEKONG DELTA: MEKONG DELTA GENERAL SURGERY: Интервью с Йоакимом Карлссоном (июль 2006)