Главная страница - Текущий раздел: Статьи

OASIS: OASIS, он же ROLLING STONES




Истинной мудрости набираешься, обсуждая современную западную музыку с нашими динозаврами критики. Один говорит: Роллинз проповедует культ силы и значит, он - тупой. Другой: CURVE - искусственно сделанная группа, у них все высосано из пальца. Третий: я совсем не хочу слушать Parklive BLUR, т.к. его Modern Life Is Rubbish - совершенно пустой альбом. Четвертый про CRANBERRIES произносит такие слова, которые в приличном обществе не повторяют. Да, уважаемые, вы, наверное, уже - старые грибы и перестали воспринимать что-то новое (если, конечно, дело не в такой важной вещи, как чисто личные симпатии, Ведь, например, можно испытывать подсознательную неприязнь к CURVE из-за того, что Тони Хэллидей похожа на ту самую девочку, которая тебе не дала лет 15 назад).
Похоже, недалеко уже то время, когда сам я стану старым грибом, Первые признаки уже есть: не могу понять, что же хорошего в лучшей новой группе '94 (Q magazine), OASIS. Эта группа претендует на то, чтобы играть музыку, мгновенно становящуюся классикой, а свой первый альбом скромно именует лучшим за последние пить лет.
Ознакомившись с их Definitely Maybe, и ребенок поймет, что ребята в свое время хорошо послушали BEATLES и STONES и группы родной манчестерской сцены, начиная со STONE ROSES. А их последний сингл, с размахом и навязчиво рекламируемый Whatever - 1:1 BEATLES симфонического периода и его слизанность и сконструированность очевидна. Конечно, было бы нелепо уличать OASIS в повторении пройденного (тем более - из нашего болота), ведь по-другому уже давно не бывает. Или вот такой аргумент, что у BLUR то же самое пять лет назад получалось куда интереснее, а сейчас он об этом и не вспоминает - это, наверное, и не аргумент. OASIS изначально и рассматривал себя прежде всего как альтернативу BLUR с его ныне нарочитой попсовостью, а также SUEDE с его претенциозностью.
Групп, компилирующих идеи ROLLING STONES и STONE ROSES - тьмы и тьмы, но именно OASIS, сыграв всего двадцать концертов, привлек внимание знаменитой Creation и всемогущей Sony Music, заключивших с ним контракт на пять альбомов. В итоге - его дебютный сингл Supersonic появился только в апреле, а к концу года OASIS уже совершенно убрал по популярности в Британии всех остальных новичков и старичков. Нашелся, наконец, герой, потеснивший Дэймона из BLUR и Бретта из SUEDE, который теперь томно глазеет на нас с обложек с немым вопросом: а стал ли он уже новым Джоном Ленноном?
Нового молодежного героя зовут Лайэм Гзллахер, и его с OASIS восхождение на Олимп английской поп-музыки происходило следующим образом. По легенде, все началось весной 1990, когда маичестерцы братья Лайэм и Ноэл Гэллахеры оказались на концерте STONE ROSES, где, во-первых - остолбенели от услышанного и, во-вторых - познакомились с органистом INSPIRAL CARPETS Клинтом Буном. В результате чего Ноэл попал в группу поддержки CARPETS и несколько лет катался в турне, перекладывая с места на место их гитарки: Хуже всего было понимать, что я - б сто раз лучше INSPIRALS. Но мне нужны были деньги, и я терпел это, т.к. поднять группу - очень трудно... И сейчас разница между мной и моей группой в том, что я уже объездил за пять лет весь мир с INSPIRAL CARPETS - был б Америке, Аргентине, Японии, России (на эстонском Rock Summer'92 - А.Л.). Для меня в музыкальном бизнесе нет ничего нового.
Тем временем, пока Ноэл душился, зарабатывая деньги и ездил по миру, юный Лайэм собрал группу THE RAIN, затем переименовал ее в OASIS и продемонстрировал старшему брату. Это было в январе 1992. Ноэл сообщил ребятам, что они занимаются фигней и предложил им свои песни и художественное руководство. Что и было с радостью принято; OASIS - Лайэм (вокал), Ноэл (гитара), Пол Макгиген (бас), Тони Маккэрролл (барабаны) и безумный гитарист Bonehead - стал тем, что он и есть сейчас.
Далее ребята отыграли несколько концертов, не особенно расстраиваясь из-за того, что никто их не любил, и все только обижали. И вот в августе 1993 музиндустрия повернулась, наконец, к OASIS лицом, и лицом весьма заслуженным, выведшим в свое время в люди JESUS AND MARY CHAIN, PRIMAL SCREAM, MY BLOODY VALENTINE, RIDE и BOO RADLEYS. Это был Алан Макги шеф Creation, и он порывался немедленно подписать контракт с OASIS, как только тот сыграл пять песен.
В апреле появляется Supersonic, в июне - Shakermaker, в августе -Live Forever, a 30 августа - альбом Definitely Maybe. Знаменит он тем, что стал самым быстрораспродаваемым альбомом всех времен: за три дня было реализовано 150000 экземпляров. Creation, таким образом, в очередной раз подтвердила стою репутацию мафиозной фирмы, контролирующей британский рынок. А старым добрым Доминго, Каррерасу и Паваротти осталось только с завистью уступить OASIS первое место в чарте с альбомом The Three Tenors и выслушать в свой адрес: Три орущих толстяка - не соперники для OASIS.
Definitely Maybe - одиннадцать песен на голубой пластиночке: выжимка из классических рок-н-ролльных ходов, очень плотный гитарный звук, с трудом запоминающиеся мелодии, ленивый голос пьяницы и хулигана Лайэма и непритязательные тексты. Подробное цитирование затруднительно: по некой причине в книжке-обложке CD вместо текстов помещены многочисленные фото Гзллахеров и Ко в различных позах. Самая замечательная фраза из альбома, с первого раза запоминающаяся, постоянно цитируемая и не требующая перевода: I'm feeing supersonic/Give me gin and tonic (Supersonic). Трудно не согласиться с зкс-кокаинщиком Ноэлом - это действительно прекрасный напиток, и он куда лучше всего остального. Другие песни также интеллектуальны. Live Forever: каждый молодой человек воображает, что он будет жить вечно, но на самом деле все оказывается наоборот. По рассказам Лайэма, эта песня предотвратила самоубийство одного из поклонников группы. Cigarettes And Alcohol: Я наконец нашел что-то, ради чего стоит жить, т. е. это пьянки, цигарки и тетки. Несколько лет назад, встав в позу, Дэймон Албэрн сказал так: панки убили музыку хиппи, a BLUR, мол, убьет грандж. Что хорошо в OASIS - он никого пока убивать не собирается, живя в мире без политических и эстетических деклараций, удовлетворяясь музыкой и всем сопутствующим, что положено рок-звездам. Rock'n'roll Star: Я живу ради света звезд/Люди говорят - я зря теряю время. В моем сознании мечты становятся реальностью/Меня не волнует, как я себя чувствую/Этой ночью я - звезда рок-н-ролла.
Ноэл: На самом деле, мы - не рок-н-ролльщики. Это - люди в коже, вроде Бобби Гиллеспи (вокалист PRIMAL SCREAM - А. Л.}. Не моют голову по две недели, надевают ковбойские сапоги и шляпы и воображают, что они американцы. Вот это рок-н-ролльщики. Мы не такие.
Лайэм, в отличие от его мрачного брата, с удовольствием несет бремя славы, периодически устраивая дебоши и не одобряя пессимистов. Вот что он, например, сказал как-то раз о Курте Кобэйне: Он был жалким... (неценз. - А. Л.), не вынесшим славы Единственное, поэтому, чем оптимист Лайэм озабочен сейчас, это коммерческий успех Definitely Maybe: Нам жаль тех, кто не покупает наш альбом. А Ноэл однажды, после атаки не в меру горячего фана на концерте, не выдержав свою героическую мессианскую линию, неосторожно обмолвился: Я люблю музыку, но ради нее не стоит умирать. Верно, Ноэл, Live Forever.
Если бы OASIS назывался ОАЗИС и был из нашего города, то его, даже не любя, можно было бы, не задумываясь, назвать действительно лучшей новой группой СПб. Т. к. играть ребята все-таки умеют классно. Это настоящее качественное британское рок-н-ролльное мыло. Но OASIS до оригиналов, которым он с таким успехом подражает, как Михалкову до Тарантино. И чтобы при его пустоте называться лучшей английской группой?
Одно из двух - или у любимой британской музыки планка теперь установилась пониже. Или все в порядке, и просто Лайэм Гзллахер похож на какого-то моего забытого врага детства.
А. Л.



Читайте далее: МАШИНА ВРЕМЕНИ: Пять выборов Андрея Макаревича - интервью с Андреем Макаревичем (2003) МАСТЕР: МАСТЕР в Твери (2002) Сергей Маврин: Интервью с Сергеем Мавриным (2002) Brian May: Его Величество Брайан Мэй - репортаж с концерта Брайана Мэя в Санкт-Петербурге 6 ноября 1998 года MAYHEM: Интервью с Евронимусом (1993) Paul McCartney: Пол Маккартни: Доброе привидение The Beatles Lee Aaron: Lee Aaron MEDICINE HAT: Одинокое солнце на далеком горизонте - интервью со Стюартом Анстисом (2001) GEHENNA: биография группы GEHENNA MEGADETH: MEGADETH MEGADETH: ...глушите коммуняк Интервью с группой MEGADETH (1992) MEGADETH: Отчет о концерте MEGADETH в Москве 06.07.2001 ANTHRAX: Интервью с Скоттом Яном (2003) MEKONG DELTA: MEKONG DELTA GENERAL SURGERY: Интервью с Йоакимом Карлссоном (июль 2006) ANTICHRISIS: Наследники любви. История группы (2001) MERCYFUL FATE: MERCYFUL FATE MESHUGGAH: MESHUGGAH METAL CHURCH: Wayne - отлучение от церкви