Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ОЛЕ ЛУКОЙЕ: Гармония хаоса Интервью с Борисом Бардашом (весна 2002)




Почти 13 лет своей таинственной музыкой они выворачивают людей наизнанку. Летом 1999 г. в Германии после выступления на open air-фестивале перед аудиторией в 15.000 зрителей они стали лидерами по продажам CD. Народ сметал все записи ОЛЕ ЛУКОЙЕ, а немецкие продюсеры, выпав в осадок, предложили музыкантам студию для записи альбома. Пластинка вышла, группа существует и развивается, дает концерты, готовит седьмой альбом, релиз которого планируется на начало лета 2002 г. - снова в Германии. Практически полное отсутствие рекламы, но при этом ни одного полупустого зала на их выступлениях. Их слушают, им верят, но никто толком не знает, кто они - эти ОЛЕ ЛУКОЙЕ... Расследование ведет Татьяна Маринкина.
Сейчас ты увидишь моего брата, другого Оле Лукойе, но он ни к кому не является больше, чем один раз в жизни. Люди зовут его Смертью. Видишь, он вовсе не такой страшный, каким выглядит на картинках, где его рисуют в виде скелета. Кафтан на нем вышит серебром, за плечами развевается черный бархатный плащ... Великий Ганс Христиан Андерсен в психоделической концепции питерской этнотрансовой группы воспринимается мрачно. Если к смерти относиться как к концу. А если - как к началу? Или как к сну, нарушающему правила и рамки привычного существования? Обескураживающая полярность... Такова и музыка, выдаваемая уже более десятка лет Борисом Бардашом, лидером и основателем коллектива, и его товарищами.
Борис Бардаш: ОЛЕ ЛУКОЙЕ - это сон. Мы спим каждый день, но где мы в этот момент, что собой представляем? Это же очень интересно: все, что мы можем переживать в снах и открывать для себя. А смерть в чем-то подобна сну, и мы все должны будем встретиться с ней. Насколько мы будем к этому готовы? Тут много разных вопросов, которые требуют от человека решений и размышлений.
Ваша музыка - это уход от реальности?
Борис: Это расширение понятий реальности. Каждый человек живет как бы в ящике, навязанном ему описанием мира. Он удаляется от состояния ребенка, открытого и незамутненного, а дальше общество, родители и система навязывают ему этот ящик, в котором он, в конце концов, оказывается захлопнут. Мы уже давно сделали выбор. Можно было потратить силы и энергию, пробиться в Москву, играть трехминутные композиции, которые будут передавать по радио. Делать карьеру с целью получения более массовой аудитории и денег, - нам никогда не было это интересно. Хочется заниматься искренне тем, что нам действительно близко.
В том, что выходит за рамки обычного, а значит, скучного, во все времена принято подозревать шаманские, колдовские, космические чары. Этно-психоделическая музыка ОЛЕ ЛУКОЙЕ - это поток причудливо переплетающихся звуков, соединяющих в подсознании настоящую реальность с далеким прошлым, и, одновременно, с неизведанным будущим. Если присмотреться к слушателям, которые активно участвуют в перфомансе, можно наблюдать удивительный процесс перевоплощения людей, открывающих темную (скрытую), неизведанную сторону своего я. В такт музыке они начинают двигаться, совершая робкие ломаные движения. После робость может исчезнуть вовсе, а появится лишь углубленное следование ритму. Именно так североамериканские индейцы танцуют священные танцы... Это я могу утверждать, ибо, живя в Оклахоме, наблюдала потомков индейского племени чероки на территории современной действующей резервации, именуемой Секвойя. И поражает, как люди, выросшие среди камней и низкого серого неба, вдруг начинают двигаться подобно тем, кто веками не терял связи ни с предками, ни с природой...
Вы играете тяжелую психоделику. Подобная музыка может представлять собой опасность для слушателя?
Борис: Я недавно слышал от Николая Судника (группа ЗГА), что настоящая хорошая музыка должна быть прекрасна, но вызывать ужас. Мы хотим заниматься тем, что действительно волнует нас, а значит, может и слушателя глубоко затронуть. Музыка - настолько свободная форма, что не требует никакого особого багажа. Если человек искренне воспринимает ее, может отвлечься от своего эгоистического я, музыка его захватит и понесет... Вот в этом и есть интересность. А жизнь сама по себе намного опасней, чем слушанье музыки.
Расскажите, как начинался ОЛЕ ЛУКОЙЕ. Ведь проект существует с 1989 года...
Борис: А с того же, с чего все дети начинают - с рок-болезни. Сам я слушал все, что полагается: THE BEATLES, THE ROLLING STONES, LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE, PINK FLOYD. Потом переключился на арт-рок. Мы начали с того, что стали играть чьи-то песни. А дальше почти сразу произошел вруб, что надо делать свою музыку. Мы в разных пробовались стилях: в тяжелом роке и, в основном, в арт-роке - таких сложных формах инструментальной музыки. У нас была группа СЕЗОН ДОЖДЕЙ. Тогда мы играли на фестивалях Рок-клуба, гастролировали с успехом по стране. Потом мы с Андреем создали ОЛЕ ЛУКОЙЕ. Стиль, а точнее, форма искалась на протяжении нескольких лет, когда мы экспериментировали для себя. Потом состав уже определился, а когда появился Фрол, и, соответственно, фагот, мы стали регулярно выступать в клубах. Мы изначально задумывали проект, где будут совмещаться возможности разных людей, инструментов, происходить состыковки каких-то странных стилистических вещей, неожиданных. И это сейчас происходит: то с тувинцами выступали, то с бразильцами...
На сегодняшний день постоянный состав ОЛЕ ЛУКОЙЕ выглядит так: Андрей Лавриненко - бас-гитарист, с которым Борис Бардаш знаком еще со школы, также играет на рубабе и джамбе. Фрол, единственный в команде имеющий почти законченное высшее музыкальное образование, владеет фаготом, жалейкой, окариной. Сергей Радовский делает звук, играет шумами и записывает альбомы. Вадим Кузенков создает видео-слайд-перфоманс на концертах и видеоклипы. Солистка Татьяна Сваха - москвичка, исполнительница русской фольклорной песни. Она ездила в этнические экспедиции, записывала бабушек, - знания имеет из первых рук. После жила и работала какое-то время в Чехии. В этом культурном центре Европы она, видимо, надышалась разного положительного воздуха, и вот уже на протяжении почти 3-х лет добавляет к ОЛЕ ЛУКОЙЕ свой удивительный шарм. Борис Бардаш, идеолог и вдохновитель ОЛЕ ЛУКОЙЕ, сочиняет музыку. Программинг, клавиши, голос и гитары - все тоже он. Близок к восточной философии. Считает себя последователем буддизма. В нем черпает ту основу, которая, в общем-то, и дает возможность жить.
Борис: Мы придумали название нашему стилю - био-хэк. Био значит, что присутствует натуральное, природное - корни, фольклор, roots. Это богатейшая этническая культура мира. Мы не замыкаемся только на русской или восточной музыке. Мы специально не сидим в архивах, чтобы ухватить какие-нибудь фольклорные записи, налепить их на электронную основу и сделать коммерческий продукт, как некоторые группы. Для нас музицирование - некое путешествие за пределы обычной реальности. Музыка и магия традиционно в культуре были неразделимы. Поэтому для нас очень важны путешествия и за пределы реальности, и обычные поездки, например, в Центральную Азию - нашу Сибирь (Тува, Хакасия)... Прошлой весной сыграли 30 концертов по разным городам Германии. Мы постоянно новые страны открываем для себя, нам это интересно. Недавно в Хорватии побывали, где нам был оказан на удивление хороший прием.
А что означает вторая часть в названии вашего стиля?
Борис: Это значит Хэк! То есть энергетическая некая составляющая, драйв, ритм.
Где-нибудь можно посмотреть ваши тексты, или это птичий язык?
Борис: Для нас всегда главной была музыка. Наши тексты имеют определенную степень важности, но они не превалируют. Есть космические, действительно, на птичьем языке. Никакого смысла - у меня просто есть внутри образ, его невозможно описать. Таня иногда поет конкретные русские фольклорные песни, но, кроме отдельных слов, понять все равно ничего нельзя. Она поет их так, как пели бабушки. Мне кажется, что в этом большая степень свободы для слушателя, зрителя. Однако некоторые тексты можно посмотреть на нашем официальном сайте www.olelukkoye.ru
ОЛЕ ЛУКОЙЕ - уникальное явление, но зашифрованное настолько, что наблюдается полное отсутствие ореола скандальности, сплетен... Это из-за отсутствия промоушна, или фишка такая?
Борис: Если специально устраивать скандалы, то это неискренность уже, игра. То, что нужно, мы делаем в музыке, вот это мы хотим давать людям. А кто мы, что мы, что едим, совсем необязательно знать. Некая загадочность должна быть у человека, который чем-то занимается по-настоящему. Нашей музыки достаточно.



Читайте далее: Meat Loaf: Meat Loaf MEGADETH: You needed a hero & Here you go! - отчет о московском концерте MEGADETH 6 июня 2001 года MEGADETH: Гитара Мастейну не товарищ - интервью с Дэйвом Мастейном (2001 год) ANTHRAX: ANTHRAX MEGADETH: DAVE MUSTAINE. Семь дней из жизни MEGADETH: MEGADETH MEGAHERZ: Roll Over Megaherz - интервью с группой (2005) FEAR FACTORY: FEAR FACTORY MELISSA: MELISSA MERCYFUL FATE: MERCYFUL FATE MERLIN: Интервью с Марией Абаза (2003) ANTIMATTER: Там, где кончается ANATHEMA… - интервью с Дунканом Паттерсоном (2002) METALLICA: Сто звезд хард-рока: METALLICA GENESIS: ...И нас осталось только трое - Phil Collins о воссоединении Genesis. METEORS: METEORS - биография группы MIDNIGHT SUN: MIDNIGHT SUN МИФЫ: Биография группы МИФЫ (1991) ANTROPOFAGUS: Интервью с Даниэлем (2001) MISFITS: MISFITS