Главная страница - Текущий раздел: Статьи

Elvis Presley: Elvis Presley




8 января 1935 г., Ист-Тупело (США) -16 августа 1977г., Грэйслэнд, Уайтхэвен, Мемфис (США)
Великий исполнитель рок-н-ролла, признанный король этого стиля Элвис Аарон Пресли поначалу даже не помышлял о музыкальной карьере и работал водителем грузовика за 35 долларов в неделю. Первые песни были записаны им 18 июля 1953 г. в качестве подарка матери. Вокал 18-летнего юноши и его манера игры на гитаре заинтересовали офис-менеджера мемфисской звукозаписывающей фирмы Sun Records Мэрион Кайскер; она записала адрес певца, телефон его соседей и набросала памятку: Элвис Пресли. Хороший исполнитель баллад. Эта запись привлекла внимание босса фирмы Сэма Филлипса, и он 4 января 1954 г. заключил с Пресли предварительное соглашение о сотрудничестве. В июне был найден аккомпанирующий состав - соло-гитарист Скотти Мур и контрабасист Билл Блэк, а 5 июля записаны первые песни в стиле кантри, I Love You Because и That's All Right. Они были тепло приняты местными любителями как ритм-энд-блюза, так и кантри. Фактически же уже дебют Элвиса был классическим рокабилли.
На протяжении первой половины 1955 г. певец упорно оттачивал мастерство, записывая бесчисленные кантри, ритм-энд-блюзовые и балладные стандарты. В январе состоялось его знакомство с шоу-дельцом полковником Томом Паркером (1910-1997). Поняв, что на известности Пресли можно хорошо заработать, он стал менеджером певца (15 августа) и уговорил крупную фирму звукозаписи RCA Records за 35 тысяч долларов перекупить Элвиса у компании Sun. Но окончательный успех к Пресли не торопился, хотя у него уже были заметные достижения - в июле 1955 г. песня Baby Let's Play House попала в Топ-10, а 31 декабря I Forgot To Remember To Forget возглавила кантри-хит-парад. 10-11 января 1956 г. Элвис, Мур, Блэк, гитарист Чет Аткинс, пианист Флойд Крамер и ударник Доминик Фонтана записали блюз Heartbreak Hotel, премьера которого состоялась на телевидении две недели спустя. Однако и это не было полной победой. Лишь в мае-июне, после ряда телевизионных программ и мощной рекламы, Америку охватило повальное увлечение песнями Элвиса. 5 мая 1956 г. Heartbreak Hotel занял 1-е место в национальном хит-параде (также 1-е место в кантри-чартах и 5-е - в ритм-энд-блюзовых), 16 июня задорная и бесшабашная Blue Suede Shoes вышла на 9-е место, обогнав оригинал Карла Перкинса, сентиментальная I Want You, I Need You, I Love You заняла 3-е место, Hound Dog -2-е, Don't Be Cruel - 1-е (15 сентября), Love Me Tender - 1-е (17 ноября)... Это был один из самых впечатляющих успехов за всю историю мирового шоу-бизнеса.
Элвис был своеобразной фигурой в американской поп-музыке. Он не писал ни текстов, ни музыки, не слыл виртуозом, как Чак Берри или Литтл Ричард. Но в его лице рок получил шоумена с большой буквы. Элвис был красив, молод, модно и вызывающе одевался, обладал мощным, красивым и гибким голосом, во время пения непринужденно двигался по сцене, одинаково хорошо исполнял и блюзы, и рок-н-роллы, и баллады. Словом, он стал настоящим символом рок-н-ролла, символом молодости, задора, веселья, радости.
Конечно, всем исполнительская манера Пресли угодить не могла. Его обвиняли в безнравственности (ряд телекомпаний показывал Пресли только до пояса, т.к. он неприлично двигал бедрами во время пения), безвкусице, примитивизме. Боссы RCA чутко реагировали на подобные обвинения, и в репертуаре певца сразу же появились, а затем начали преобладать традиционные для американской эстрады баллады. Начал Элвис и карьеру киноактера. Из него усиленно лепили простого американского парня, доброго, набожного, обаятельного и простодушного. Элвис не противился этому, так как имидж ненамного расходился с его подлинной сутью.
Связанный с именем певца бум начал понемногу утихать уже весной 1957 г. и сменился нормальной огромной популярностью. Три композиции Пресли - All Shook Up, (Let Me Be Your) Teddy Bear и Jailhouse Rock - стали американскими чарттопперами. 24 марта 1958 г., через неделю после того как его баллада Don't возглавила хит-парад, Элвис был призван в армию. Военную службу он проходил в составе разведвзвода танковой дивизии, на территории ФРГ.
В марте 1960 г. Пресли вернулся в шоу-бизнес, но за два года его отсутствия рок-музыка в США успела почти полностью выродиться. Рокабилли популярностью не пользовался, и Элвис по настоянию Тома Паркера начал исполнять главным образом баллады. Самыми громкими хитами начала десятилетия стали It's Now Or Never (US-1/UK-1, кавер-версия итальянской песни Эдуарде ди Капуо 1899 г. О Sole Mio), Are You Lonesome Tonight? (US-1/UK-1, кавер-версия песни Эла Джолсона 1927г.), Surrender (US-1/UK-1, кавер-версия итальянской песни 1911 г. Torna A Sorrento), Good Luck Charm (US-1/UK-1), Return To Sender (US-2/UK-1). Большой популярностью пользовались также саундтрэки к фильмам, в которых снимался Элвис (в его прижизненной дискографии - 19 саундтрэков). Однако он перестал выступать с концертами (последний - 25 марта 1961 г. в Перл-Харборе), вел довольно уединенный образ жизни и даже записал два альбома христианской музыки, которые были приняты его фанами с недоумением. Эти обстоятельства, а также ширившееся с каждым днем британское вторжение привели к тому, что в середине 60-х Элвис практически перестал быть актуальным музыкантом и олицетворял собой вчерашний день рок-н-ролла. Правда, английские слушатели принимали его новые записи тепло, и в 1963 и 1965 гг. две песни Пресли возглавили британский хит-парад.
Камбэк певца на большую сцену состоялся 28 июня 1968 г. и был отмечен отличным телевизионным шоу - Элвис пел всю свою классику, рассуждал о том, что ему нравятся THE BEATLES и THE BYRDS и вообще смотрелся очень неплохо. 31 июля 1969 г. он вернулся и к концертной деятельности. Благодарные фаны отозвались немедленно - новые песни Элвиса снова замелькали в Топ-10, а кавер-версия композиции Рэя Питерсона The Wonder Of You 6 недель возглавляла чарты Британии. Гастроли для широкой публики и выступления в элитных залах Лас-Вегаса пользовались неизменным успехом. Но это уже не был бесшабашный рок 50-х. Элвис стал таким же символом официозной американской поп-музыки, как Фрэнк Синатра и Элла Фицджеральд. Располневший, затянутый в расшитый золотом костюм, напичканный всевозможными таблетками, он по-прежнему пел Love Me Tender. Исход такого существования был неизбежен. В 1977 году 42-летний король рок-н-ролла безвременно ушел из жизни.
Личность, судьба и музыка Элвиса оказали огромное влияние на многих выдающихся рок-музыкантов. Об этом можно судить хотя бы по песням, посвященным ему, -Calling Elvis DIRE STRAITS, Hey Elvis Брайана Адамса, Elvis In Germany Пера Гессле, Elvis In Velvet THE STRAY CATS... He иссякает поток переизданий альбомов короля рок-н-ролла, книг и фильмов о нем. Сам Элвис остается легендой рока, символом бунтарских 50-х, а его лучшие песни вошли в золотой фонд мировой музыки. В 1956-1970 гг. 14 композиций Элвиса стали американскими чарттопперами, а 15 - британскими.



Читайте далее: MORAY EEL: MORAY EEL MORGUL: Интервью с Джеком Риппером (июнь 2006) MORNINGSTAR: MORNINGSTAR - статья из журнала СОТСИРХ СУСИИ #1, 1996 MORTEM: Интервью с группой (2001) APOCALYPTICA: Интервью с Пааво Лотьененом (2005) MOTLEY CRUE: MOTLEY CRUE THE 69 EYES: Юрки представляет альбом Paris Kills MOTORHEAD: Лемми, где твоя голова? THE MOVE: THE MOVE MSG: MSG МУЛЬТFИЛЬМЫ: Суперприз. Евгений Лазаренко представляет новый альбом МУЛЬТFИЛЬМОВ МУЛЬТFИЛЬМЫ: Беспощадный секс с Егором Т. - интервью с Егором Трофимовым (2002) МУЛЬТFИЛЬМЫ: Музыка Звезд и Арктических Станций - Евгений Лазаренко представляет новый альбом группы МУЛЬТFИЛЬМЫ MY CHEMICAL ROMANCE: Пятеро из Бельвилля MY DYING BRIDE: MY DYING BRIDE MYSTIC CIRCLE: Интервью с Эзфарессом (2001) NAGLFAR: Интервью с Кристофером Оливиусом (2003) Ian Gillan: Ian Gillan NAPALM DEATH: Интервью с Барни Гринуэем (2002)