Главная страница - Текущий раздел: Статьи

Joe Satriani: Web-surfing with the aliens - интервью с Джо Сатриани (2000)




Если бы Джо Сатриани не существовал, то его непременно стоило бы выдумать. Или хотя бы вывести в пробирке вместе с его зализанным Ibanez'ом. По счастью, заботой о Джо занимается монстр грамзаписи Epic/Sony Music, недавно открывший свое представительство в первопрестольной - и нам, следовательно, нужно только радоваться тому факту, что именно Джо как бы освятил это событие фактом выпуска крайне новаторского и необычного альбома Engines Of Creation. Факт сочетания брейк-бита, трип-хопа и наступательной гитары в едином временном интервале поразил нас, и Всеволод Баронин не отказался от предложения доброжелательниц с Sony Music Russia о взятии интервью у тормозного персонажа, обитателя Планеты Гитара, Джо Сатриани!
Твой новый альбом радикально отличен в смысле композиторского и аранжировочного подхода от всего того, что ты записывал раньше. В чем причина этих перемен?
Джо Сатриани:
Рано или поздно мне пришлось бы делать новый шаг в неизведанное в своей карьере - и я решил, что время для этого наступило именно сейчас. Мой предыдущий CD Crystal Planet стал последним альбомом, полностью записанным в классическом рок-составе - гитара, бас, барабаны и клавишные. Все, что я делал в течение предыдущего десятилетия - мои ли сольные альбомы, выступления в составе Deep Purple, продюсерская и аранжировочная работа с другими музыкантами - было подчинено этой жесткой рок-формуле. И, когда в конце 1998-го я вернулся из турне Crystal Planet Tour, я решил, что мой следующий альбом станет особенной и новой для меня работой. Меня очень привлекает мир современного трип-хопа и техно: лично для меня все это - своего рода Интернет в музыке! Итак, я работал в студии не с набором музыкантов, а только с единственным сопродюсером Эриком Кадо и секвенсорами и компьютерами. Для меня это было своего рода возвращением к старым временам, когда я был абсолютно свободен в творческом смысле, но только с совершенно новой музыкой!
Но ведь на новом CD есть и композиция, записанная с живой ритм-секцией...
Джо Сатриани:
Да, пьеса Until We Say Goodbye, изначально записанная для CD в прямолинейном техно-стиле показалась настолько выигрышной боссам Sony Music с точки зрения ее коммерческого потенциала, что они попросили меня записать ее рок-ремикс. Это очень необычно - ведь мы уже привыкли слышать о техно-ремиксах рок-номеров; здесь же все наоборот! Но я не считаю, что наши рок-ремиксы - отступление от новой линии моего творчества. Немного разнообразия тоже не помешает! Рок-ремикс Until We Say Goodbye был спродюсирован мной вместе с Кевином Ширли, и я записывал его вместе с барабанщиком Антоном Фигом, работающим сейчас в оркестре телешоу Дэвида Леттермана и известным гитаристом Пэтом Троллом - он играл здесь на басу. Затем эта же пьеса была перемикширована Майком Фрэзером для получения радикального и общедоступного радиозвучания, и после этого превратилась в готовый материал для нарезки джинглов. Я больше чем уверен, что этот номер будет крутиться на всех радиостанциях мира!
Ты, несомненно, стал первым гитарным героем, открывшим глаза на инструментальную электрогитару 80-х публике за пределами металлической общины... Что с твоей точки зрения сделало альбом Surfing With The Alien особенной во всех смыслах работой?
Джо Сатриани:
Я сам до сих пор не знаю, почему Surfing With The Alien преследовал такой успех. Но, с другой стороны, мне хотелось бы думать, что у этого альбома было очень позитивное настроение - это не была какая-то мрачная гитарная неоклассика. SWTA - очень разнообразный и динамичный песенный альбом с хорошим чистым звучанием - только без вокала: моя гитара заменяла в нем певца. И разнообразие номеров приятно отличало альбом от большинства гитарных записей, изданных в те годы.
Как получилось, что в конце 80-х ты прошел мимо неизбежного в те годы для гитариста-инструменталиста - работы с фабрикой гитарных талантов Майка Вэрни - фирмой Shrapnel Records?
Джо Сатриани:
Несмотря на то, что я знаком с Майком с начала 80-х, я никогда особенно не хотел работать с ним - ведь все гитарные альбомы Shrapnel Records очень отличаются по звучанию и настроению от моего материала. Мне не нравятся альбомы, спродюсированные Майком - они очень мрачные. Это настоящий инструментальный хэви-метал, да еще и с не очень аккуратным продюсированием. И даже, пусть Майк не обижается, всегда с дурацкими обложками! Конечно, когда я записал самодельный пятипесенный ЕР, то для начала принес его Майку и предложил ему издать этот материал. Однако мои композиции не пришлись ему по душе. А теперь суммарный тираж моих альбомов перевалил за 9000000, и я полагаю, что Майк допустил в свое время серьезную ошибку!
Правда ли, что твои альбомы Not Of This Earth и Surfing With The Alien были просто набором этюдов на определеные приемы гитарной техники, а вовсе не коммерческими работами в настоящем смысле этого слова?
Джо Сатриани:
Ну, это ерунда! Меня все время спрашивают об этом, и хотел бы я знать - кто придумал эту несуразицу? Когда я писал материал для Surfing With The Alien, то я создавал песни, именно песни - как, впрочем, и на всех остальных своих альбомах. И когда я работал над материалом, то прекрасно понимал, что эти номера будут пользоваться коммерческим успехом - ведь без такой уверенности и альбом не запишешь... Это факт, и я не понимаю тех людей, кто говорит: я сейчас запишу нечто некоммерческое и сразу стану великим и признанным музыкантом! Ерунда все это! Когда я создавал Surfing With The Alien, то я, естественно, думал больше о музыкальной стороне дела - но альбом-то получился успешным и открыл мое имя для широкой публики. Было бы по меньшей мере странно называть альбом, получивший в Америке двойную платину, некоммерческим.
Каково было работать с другими ведущими гитаристами мира во время супертуров G3 Tour? Я имею в виду Стива Вая, Роберта Фриппа и Майкла Шенкера…
Джо Сатриани:
Работать со Стивом и Робертом во время турне было просто фантастикой. Они превосходные музыканты, знающие свое дело лучше, чем кто бы то ни было. И с ними было приятно не только работать на сцене, но и общаться за кулисами. Плюс ко всему и у Роберта, и у Стива - фантастический контакт с концертной аудиторией. А вот работа с Майклом была сплошной проблемой. Как известно, он не делал со мной никаких записей, а лишь ездил в турне, но и там вел себя не лучшим образом - все время пьянствовал и буянил. И на его игре такое поведение сказывалось не лучшим образом, и мне искренне жаль Майкла. Зато с самой лучшей стороны во время туров G3 проявили себя Кении Уэйн Шепперд и Эрик Джонсон.
Известно, что во время записи своих альбомов и концертной деятельности ты используешь гитары исключительно марки Ibanez. Почему твой выбор остановился именно на гитарах этой фирмы?
Джо Сатриани:
Во-первых, Ibanez начали работать со мной с самого начала моей карьеры - они первыми и единственными стали разрабатывать гитары с моим дизайном и технической спецификацией. Да к тому же в то время почти все фирмы выпускали гитары с широкими плоскими грифами и широкими ладами - а я такие инструменты не люблю, предпочитая им классический узкий закругленный гриф, как у Fender'a, и такие же лады. Затем, мне не нравятся датчики с мощным сигналом - по мне лучше классические датчики средней мощности, а такие тогда тоже были не в моде. Но парни с Ibanez пошли мне навстречу - мы разработали линию гитар Joe Satriani и теперь каждый год Ibanez выпускает новую гитару моего имени, то есть модели JS. Кстати сказать, первая партия гитар JS Crystal Planet Series была распродана по предварительным заказам в течение суток после размещения объявления в Интернете!
А кто из великих гитаристов прошлого повлиял на тебя в большей степени?
Джо Сатриани:
Безусловно, Джими Хендрикс. Ведь Джими был первым гитаристом, которого можно было отличить по его совершенно неповторимой манере игры. Он-то и определил настоящее звучание рок-гитары! Конечно, Джими - мое главное влияние, но в равной степени я могу считать своими учителями Джимми Пейджа, Джеффа Бека, Брайана Мэя и Билли Гиббонса.
Бессмысленно было бы не задать на прощание вопрос о твоей работе вместе с Deep Purple. Почему это сотрудничество вылилось только в поездку в мировое турне?
Джо Сатриани:
Играть с Deep Purple было все равно, что попасть наяву в свой сон - это была просто фантастика. Ведь Deep Purple - одна из величайших групп за всю историю рок-н-ролла, и работа с ними - это мечта любого рокера. Работа с такими великими музыкантами и личностями очень много дала мне и в музыкльном плане - да я был просто горд играть партии великого Ричи Блэкмора! Но все же по окончании турне я решил уйти из Deep Purple, поскольку я хотел быть самим собой, Джо Сатриани, а не еще одним гитаристом, занявшим место Ричи. Так я вернулся к сольной карьере.
...И хорошо сделал, что вернулся! Не будь м-р Сатриани озабочен записью собственных CD - кто знает, довелось бы нам ознакомиться с его новым опусом? Те же, кто устал от прямолинейных заявлений Маэстро и хочет получить конкретную информацию о Engines Of Creation, должен незамедлительно отправиться на страницу обзоров CD.



Читайте далее: OPHTHALAMIA: Интервью с All (1999) OPHTHALAMIA: Интервью с IT (1997) ORGY: ORGY - биография группы OVERKILL: OVERKILL - биография Ozzy Osbourne: Ozzy Osbourne АРИЯ: Железный успех - отчет о концерте АРИИ (2002) GODZ: GODZ PANSY DIVISION: PANSY DIVISION - биография группы PANTERA: PANTERA - биография PARADISE LOST: Интервью с Грегором Макинтошем (2002) PARADISE LOST: Интервью с Грегором Макинтошем (2002) PARAGON OF BEAUTY: Интервью с Монесолом (2001) ПАСХАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ: ПАСХАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ PATTO: PATTO - биография PEARL JAM: PEARL JAM - биография PENDRAGON: Интервью с Ником Барретом (март 2005) PERUNЪ: PERUNЪ GODZ: Интервью с лидером группы THE GODZ, Эриком Муром (сентябрь 2002) PIG DESTROYER: PIG DESTROYER - биография группы