Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ALICE COOPER: Элис Купер: Люди ожидают,что я буду гоняться за ними с топором (2001)




Этого человека называют королем ужасов. Созданный им сценический образ тридцать лет пугает добропорядочных мамаш и строгих отцов, оберегающих своих чад от влияния новоявленного Франкенштейна, а также внушает священный ужас сторонникам здорового образа жизни. В СССР на его имя было наложено табу, и нарушавших его не принимали в комсомол. Удивительно, но самый кровожадный персонаж в истории рока появился на свет в семье священника.
Элис Купер - в миру Винсент Фурнье - родился в 1946 году в Детройте, штат Мичиган. Его псевдоним (взятый в 1968 году) - это имя женщины, сожженной на костре еще в семнадцатом веке по обвинению в колдовстве. Моя задача - шокировать эстетствующих снобов и зажравшихся буржуа! - так говаривал господин Фурнье в семидесятые. Много воды утекло с тех пор.
Монстр оказался добродушнейшим и симпатичнейшим дядькой, который жалуется: Люди часто бывают разочарованы после встречи со мной. Они ожидают, что я буду гоняться за ними с топором, но я не имею ничего общего со сценическим Элисом. Так ли это или нет - судите сами.

В шестидесятые годы, когда я начинал свою карьеру, существовало много замечательных рок-групп, но их концертные выступления проходили как бы на фоне белого полотна. Мне хотелось создать рок-шоу, самостоятельное сценическое действо с собирательным образом рок-злодея во главе. Он был мне нужен для того, чтобы реально воплотить идеи, которые заложены, например, в альбоме Добро пожаловать к моим ночным кошмарам. Я хотел привнести в рок-шоу элементы настоящего театра, до меня этого никто не делал. Чтобы у людей была возможность реально увидеть зло, которое нас окружает.
Чем, по-вашему, отличается рок семидесятых от современной тяжелой музыки?
Нет-нет-нет, рок не умер - ведь вы это имели в виду, верно? Изменились технические средства, технология звукозаписи. Но сама по себе музыка сильно не изменилась. Это доказывают группы, которые существуют еще с тех времен, да и среди новых команд можно найти немало хороших примеров. Вот Слэш из Guns N'Roses. Он считается современным гитаристом, но он настолько техничный и талантливый исполнитель, что мог бы играть и в Yardbirds, и в The Who, поверьте мне. Что касается духа и идей рока, то изменения здесь касаются в основном только образов. Придуманные монстры уже никого не пугают - реальность гораздо страшнее. Например, когда я сочинял песни для нового альбома Brutal Planet, я писал о типах, которые живут рядом с нами. Я хотел показать, что все эти скинхэды-расисты, малолетние убийцы, маньяки-насильники и есть настоящие чудовища. Не граф Дракула и даже не Фредди Крюгер, а малолетки из Коломбайна, которые устроили у себя в школе настоящую бойню, перестреляв полтора десятка своих сверстников. Поэтому я придумал Brutal Planet - дьявольское место, где нет веры, любви и надежды, где тупо идет борьба за выживание, где все решает естественный отбор, - и отправил туда Элиса Купера. Другими словами Brutal Planet - это будущее в представлении Элиса. Заметьте, не в моем представлении, а в представлении именно Элиса Купера. В жизни я неисправимый оптимист, а Элис, напротив, пессимист. И он видит будущее в самом мрачном свете. Нужно всегда отделять образ от реальности, если этого не происходит, рок-музыкант может просто погибнуть. Например, Джим Моррисон и Джими Хендрикс пытались жить теми образами, которые создавали на сцене. И если бы в реальной жизни я продолжал оставаться Эллисом Купером, я бы тоже погиб. Но, как видите, я пока еще с вами.
А приходилось ли вам встречаться с Элисом?
Встречался ли я с Элисом? Да. Когда сильно пил. Давно это было: моими друзьями были Дженис Джоплин, Джими Хендрикс, Кит Мун, Джим Моррисон. Я был новичком, а они как бы моими наставниками. Джон Леннон, бывало, как только сцепится с Йоко, так сразу в Лос-Анджелес. Там был такой клуб, Голливудские вампиры, и он сидел с нами допоздна. Мы ненавидели белых воротничков с их образом жизни. Мне было совершенно очевидно, что Элис, например, ненавидит игру в гольф. Я бы никогда не оставил с ним рядом клюшку для гольфа - обязательно пришибет кого-нибудь. Для него любой предмет - оружие.
А чего боится сам Винсент Фурнье?
До сих пор я люблю смотреть фильмы ужасов, потому что это довольно эмоциональный жанр кино. Но, знаете, большинство хороших фильмов ужасов - это одновременно хорошие комедии. Одно от другого отделяет лишь тонкая грань. Вот Си-эн-эн меня действительно пугает. Когда ты смотришь выпуски новостей, то становится не по себе от одной только мысли, что может произойти с тобой или с твоими близкими. Реальный мир подчас преподносит такие ужастики... Многое из того, что считалось социальной фантастикой, стало уже реальностью. А ведь это только начало.
Неужели с Элисом никогда не приключалось ничего веселого и смешного?
Сколько угодно. В том же Лос-Анджелесе, когда я еще выступал со своим удавом-боа, однажды действительно было очень весело. Не знаю, что с ней случилось в тот вечер, но эта змея гадила весь вечер. Представляете? Я держу ее над головой, а она все гадит и гадит. И я ничего не могу поделать. Вонища кругом, весь мой сценический костюм... В зале смеются, мне еще исполнять десять песен, а я задыхаюсь. На том концерте был Джонни Роттен (вокалист группы Sex Pistols. - Прим, автора) - так он был просто потрясен. Он думал, что это трюк. Боже мой! - говорит он мне,- как ты это делаешь? А, ерунда,- отвечаю,- просто я знаю, куда нажать в нужный момент.
Вы говорили о своих друзьях, среди которых были Фрэнк Заппа, Джон Леннон и Джим Моррисон. Каждого из них в свое время называли злыми гениями рок-н-ролла. Не могли бы вы кратко охарактеризовать каждого из этих людей?
Джим Моррисон был абсолютно непредсказуемым человеком. У меня сложилось впечатление, что он и сам не знал, чего хотел и что искал. Он сам разрушал себя изнутри. И к тому же никто не мог оградить его от наркотиков - а это двойной приговор. Джон Леннон был одновременно добродушным и циничным, и добрым, и злым... Что касается Фрэнка - а ему я обязан своей карьерой, - то все те чудачества, которые он вытворял и в жизни, и на сцене, были отражением действительности, в которой мы тогда жили. Он реагировал на нее таким образом, я - немного иначе. Но самое интересное заключалось в том, что он никогда не употреблял наркотиков. Родители не пускали детей на его концерты, считая его законченным наркоманом. А Фрэнк был просто большим ребенком.
Вы были не только близко знакомы с великим художником двадцатого века Сальватором Дали, но и творчески сотрудничали с ним. Ваши впечатления об этом мастере?
Это был необыкновенный человек. Я бы сказал так: он был чужд всем нам, нечеловечен - настолько его мироощущение и восприятие окружающего отличалось от восприятия обычных людей.
Как вы представляли свои концерты в России, нашу публику?
Лет тридцать назад ваше агентство ТАСС заявило, что Элис Купер, как яркий представитель западного декаданса, никогда не будет выступать в России. Но все, конечно, меняется - кроме музыки Элиса Купера (смеется). Я побывал в Москве, и поверьте, для меня это очень яркое событие. Москва - огромный город, наверное, самый большой в Европе. А ваша публика... Знаете, у вас в России очень богатые театральные традиции. Нет-нет, я далек от мысли сравнивать свое шоу с классическим театром. Но девять из десяти американцев никогда не были в театре. А мне всегда хотелось, чтобы после моих выступлений у людей осталось впечатление о театрализованном
представлении.
Как ваши дети относятся к вашему творчеству?
Мои дети, что называется, родились за кулисами. Они прекрасно знают, как действует гильотина. Но они и прекрасно понимают, что все это только шоу. Оно не несет в себе злого начала. Его нужно воспринимать как спектакль, а не как попытку негативно воздействовать на зрителя. Если ко всему этому относиться серьезно, то в творчестве Шекспира гораздо больше крови и страстей. У меня каждое шоу начинается очень мрачно, но заканчивается веселой буффонадой.
В семидесятые годы вы боролись против пороков общества, теперь пытаетесь предостеречь целую планету от печального конца. Что станет объектом вашего внимания в будущем?
Бритни Спирз - это реальная угроза современности!
Сергей МАШКОВ
Отдельное спасибо Алексею Котельникову (компания JSA) за содействие в организации интервью.



Читайте далее: CRYPTOPSY: Интервью с Фло Монье (1999) CLOTTED SYMMETRIC SEXUAL ORGAN: Интервью с Нарутоши Секине (1999) CULT: CULT CURVE: Торговцы шумом CYNIC: CYNIC DAMNED: DAMNED - биография группы DANSE MACABRE: Интервью с Яном Ирлундом (2002) АЛИСА: Солнцеворот пока остается загадкой DARK ANGEL: Неудачники трэш-металла DARK FUNERAL: О чем молчат свиные головы DARK MOOR: DARK MOOR DARKTHRONE: Времена и нравы Б.Г. и группа АКВАРИУМ: Андрей Дюша Романов DARK TRANQUILLITY: Интервью с Никласом Сундином (май 2004 года) DARK TRANQUILLITY: Интервью с Никласом Сундином (2000 год) DARZAMAT: Интервью с Симоном Штруцеком (2004) ДДТ: Интервью с Юрием Шевчуком (2003) ДДТ: Мы наш мир номер ноль покажем! Jimi Hendrix: Jimi Hendrix