Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ДДТ: Интервью с Юрием Шевчуком (2003)




Основатель и бессменный лидер группы ДДИ вот уже почти двадцать пет живет в городе, который однажды сам и назван Черный пес Петербург, Он - классик отечественного рока, артист и поэт, музыкант и художник, а еще - хороший и добрый человек, Из всех наград более всего ценит полученную в пушкинском Лицее Царскосельскую премию, Самый близкий и родной для него человек - мама, Фаня Акрамовна, которой он посвящает свои песни и свои концерты,
Юра, почему, когда тебе пришлось уезжать из Уфы под натиском КГБ, ты выбрал Ленинград, а не Москву? Ведь в столице у ДДТ к тому времени уже были успешные выступления...
Москва принимает всех, и каждый человек может найти себе место. Питер жестче. Как говорил Костя Кузьминский, это вертикаль классицизма. Питер с трудом принимает иногородних, пришлых. Это субкультура со своей иерархией ценностей. Здесь тяжелее добиться какого-нибудь признания. Зато здесь - если принимают тяжело и сурово, зато любят по-настоящему.
Ты приехал из провинции в начале 80-х и с работой, наверняка, были проблемы...
Поначалу устроился грузчиком в кафе Молочное на Невском проспекте. Никто из нашего поколения не чурался такой работы - грузчиком, сторожем, дворником, истопником - благородные ведь профессии.
Ты можешь вспомнить, когда твоя трудовая книжка перекочевала в театр ДДТ?
Это было где-то году в 89-м. А первый свой гонорар за выступление я получил значительно раньше. Это было тридцать рублей за концерт. Получив эти сумасшедшие деньги в свои мозолистые руки, мы тут же их на всякий случай пропили.
Были гонимые нищие рокеры в Петербурге, а потом стали богатыми и знаменитыми... Деньги отравили российский рок?
Не деньги. Наверное, мы слишком много и долго праздновали эту победу свободы. И когда, я помню, наступил 91-й год, то наступило страшное похмелье в стране. И наше, кстати, тоже. Мы решили заниматься искусством. Для нас с ребятами этот холодный душ пришелся кстати. Тогда-то и появился первый концептуальный альбом ДДТ Черный пес Петербург. Произошло, по сути, второе рождение группы.
Легенды гласят, что Юрий Шевчук при встрече в ленинградском кафе Сайгон заявил пьющему кофе Борису Гребенщикову, что он - его черная карма...
БГ был весь в белом тулупе, а я в черном. Потому так и сказал. Он уже тогда был мэтр и классик.
С той поры твои отношения с классиком изменились?
То единение, которое было в 80-е годы, прошло. Вообще, я считаю, что союзы художников - это нонсенс. Когда возникает угроза свободе, то они хороши, потому что художники объединяются и все вместе лезут на баррикады под пули. Когда опасность уходит, исчезает, то каждый опять возвращается в свою собственную нору, на свою творческую кухню...
На свою табуретку...
Да, на ту самую табуретку, на которой в молодости сочинял песни.
Ты и сейчас сочиняешь на табуретке?
Зачем? У нашей группы теперь есть своя студия. Иногда беру гитару и уезжаю за город, в деревню. Там тоже хорошо сочиняется. Вот в новом альбоме Единочество я пытаюсь осуществить смычку города и деревни. Хотя и в городе мне нравится бродить по улицам. Я всегда таскаю с собой диктофон, на который пытаюсь записывать то, что возникает в городской суете, во время прогулок.
В какую погоду тебе лучше гуляется и сочиняется?
Да мне как-то безразлично. Из времени года люблю белые ночи. А так как живу на Васильевском, то обязательно во время прогулок дохожу до Невы. А насчет погоды... Конечно, лучше, чтобы светило солнце, а дождь не лил за воротник.
Поклонницы тебя не поджидают в подъезде дома, где ты живешь?
Наши поклонники вроде вменяемые, нормальные люди, к эксцессам не склонные. Раньше на стенах подъезда было много надписей, приходилось за свой счет стены красить. Нынче их стало поменьше. Вниманием я не обделен, и если люди со мною на улице здороваются, то я им отвечаю приветствием, хотя лично и не знаком.
Ты кому-нибудь можешь не подать руки?
Я человек добрый и незлобивый, но прямой. Если мне кто-то не нравится, то я с ним не буду вступать в дискуссии и споры. Только пусть и он ко мне с претензиями не пристает.
У тебя есть враги?
А у кого их нет? Хотя слово враги для них слишком сильное. Скорее завистники. Если же дело примет принципиальный оборот, то здесь я могу и забыть о правилах хорошего тона. Со своими идеологическими противниками я боролся и буду бороться.
И кто они?
Их много, но имя им одно - попса.
Ты занимаешься рок-музыкой более двух десятков лет. Тебя не тянет написать книгу мемуаров?
Сейчас мне просто катастрофически некогда. Пока сочиняются песни, стихи и музыка, то книги писать я не могу. А вспоминать мне еще рановато. Вроде не старик еще.
Зато классик...
Да ладно. Сейчас бронзоветь начну, прямо на глазах. А мне еще с ребятами новый альбом записывать. И концерты петь. Вживую.



Читайте далее: THE VELVET UNDERGROUND: THE VELVET UNDERGROUND BAD MOON RISING: BAD MOON RISING VICTIMIZER: VICTIMIZER - биография группы VINTERSORG: VINTERSORG - это звучит гордо! Интервью с Андреасом Хедлундом BAD RELIGION: BAD RELIGION VIRGO: Словно девственники - интервью с Сашей Паетом (2001) VOODOO GLOW SKULLS: VOODOO GLOW SKULLS - биография группы ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА: Ноль коммерции HALFORD: HALFORD WARHAMMER: Интервью с Некро (2002) BAL-SAGOTH: Воспоминания о будущем W.A.S.P.: Интервью с Блэки Лоулессом (Blackie Lawless), записанное в период выхода альбома Unholy Terror (15.04.2001 Мюнхен) WATAIN: Интервью с Эриком Даниельссоном (май 2005) Roger Waters: Больше пинкфлойдов хороших и разных! Отчет о концерте Роджера Уотерса в Москве 29 мая 2002 года. HALLOWS EVE BAL-SAGOTH: Интервью с Байроном (1999) WHITESNAKE: WHITESNAKE WITCHERY: Интервью с Патриком Йенсеном (1999) WITHIN TEMPTATION: Интервью с Джероеном Ван Вином (декабрь 1999)