Главная страница - Текущий раздел: Статьи

SUEDE: Замшевая лихорадка




Появление SUEDE в 1992 году взорвало мерно колыхавшееся болотце английской индии-музыки. С распада SMITHS минуло уже пять лет, манчестерские группы вроде STONE ROSES или HAPPY MONDAYS погрязли в наркотиках и судебных разборках, а новые команды, как ECHOBELLY, поражали только своей вторичностью и скукой. Но как это всегда и случается, как чертик из коробочки, возникла Новая Хорошая Группа.
Потрясающий драйв, весьма двусмысленный имидж, умопомрачительные тексты о самоубийстве и нетрадиционном сексе - ничего равноценного SUEDE в Анлии не видели уже лет десять.

Ведомая Бреттом Андерсоном и Бернардом Батлером группа существовала с 1989 года, меняя названия (GEOFF, SUAVE & ELEGANT), давая изредка концерты по пабам, записывая демо-тэйпы в стиле, близком к NEW ORDER и THE CURE. На гитаре у них играла тогдашняя подруга Бретта Джастин Фришманн, позже встретившая Дэймона Элбарна из BLUR и создавшая ELASTICA. Ещё до того, как Джастин покинула SUEDE, их демо победило на конкурсе, устроенном лондонской радиостанцией. Бывший барабанщик SMITHS Майк Джойс записался с ними на так и не вышедшем сингле Be My God/Art - это было в 1991 году.
Тут группу заметила британская альтернативная пресса, которая вот уже несколько лет заведует зажиганием (а также угасанием) местных звёзд. После ряда выступлений по клубам SUEDE стали превозносится критикой до небес, и в апреле 1992-го фотография группы украсила обложку Melody Maker - ещё до выхода их дебютного сингла The Drowners - ни до, ни после никто не удостоился подобной чести. Параллельно SUEDE, правда, упрекают в главном грехе музыки 90-х - вторичности. Бретт и не скрывал, что восхищается Дэвидом Боуи и Моррисси, и именно они изрядно повлияли на его творчество. Тем временем выходит первый сингл (так впечатливший Моррисси, что он стал исполнять на концертах My Insatiable One, песню с оборотной стороны этого сингла); NME называет SUEDE лучшей новой группой по итогам года, все говорят о сексуальной харизме Бретта, Бернарда Батлера сравнивают попеременно с Джонни Марром и Миком Ронсоном. В апреле 1993 года вслед за ещё двумя синглами Metal Mickey и Animal Nitrate выходит самый долгожданный первый альбом всех времён и народов. Невероятно, но он оправдал все щедрые авансы, раздаваемые прессой целый год. Пусть So Young напоминала BAUHAUS, Animal Nitrate - U2, Moving - Т.REX, Animal Lover - SPARKS , Metal Mickey - ROXY MUSIC, а весь альбом - раннего Дэвида Боуи - диск, тем не менее, получился очень свежий и оригинальный. По депрессивности он мог потягаться с творениями THE CURE, по двусмысленности и сексуальной одержимости текстов - с лирикой Моррисси.
Последующие события принято называть суэйдоманией - газеты и телевидение заходятся от восторга, с огромным успехом проходят концерты по Британии (со значительно меньшим - по США). В одном из интервью
Бретт брякает: Я. - бисексуал, не имевший гомосексуального опыта - это вызывает новую бурю эмоций. Я - бисексуал, не имевший гетеросексуального опыта, - подхватил тогда ударник Саймон Джилберт... В общем, SUEDE стали достойными продолжателями дела Боуи и SMITHS - те тоже по молодости очень любили напустить тумана в этом вопросе. О группе одобрительно отзываются Маккартни, Стинг и Бернард Самнер, на сцену с ними выходят герои предыдущего десятилетия PRETENDERS и SIOUXSIE & THE BANSHEES. Только вот с Дэймоном Элбарном отношения не задались - они до сих пор регулярно обмениваются через прессу оскорблениями. Позже выяснится, что именно с этого момента началась история Бритпопа.
О шоу SUEDE того периода можно судить по видео Love & Poison - бешеная энергетика, кружевные блузочки Бретта, соответствующие танцы, достойные Зигги Стардаста.
После некоторого перерыва ко дню Святого Валентина группа записывает новый сингл Stay Together - у Батлера тогда умирал отец, так что неудивительно, что восьмиминутная баллада оказалась беспросветной даже по меркам их первого альбома. Публика беспечно ожидала их нового альбома, как вдруг ... SUEDE распались - так восприняла пресса известие о том, что Бернард Батлер, автор всей их музыки, покидает группу. Причины ухода назывались разные - сам Бернард говорил, что не мог больше терпеть эгоизм и диктаторские замашки Бретта (на это жаловалась и Джастин), а также - что в SUEDE все с ума посходили; но, скорее всего, музыканты просто не поделили деньги. Батлер потом с кем только не играл - и с Брайаном Ферри, и со SPARKS, записывал совместный альбом с Макалмонтом, но былого успеха, понятно, не достиг. SUEDE понесли серьёзную потерю - равноценного Бернарду гитариста их поколение не дало. Вариантов замены называлось множество - от Джонни Марра до Джимми Пейджа, но новым гитаристом SUEDE стал 17-летний Ричард Оукс - случай беспрецедентный, даже заменившему в ROLLING STONES Брайана Джонса Мику Тейлору уже исполнилось 19. Однако Ричард быстренько разучил гитарные партии и вполне удачно заменил Батлера, на которого к тому же немного походил внешне. Он довольно скоро освоился в группе и уже скоро с важным видом говорил журналистам: Что вы, у меня нет девушки. Мальчика, и того-то нет.
К счастью, SUEDE успели записать альбом в старом составе. Dog Man Star и предваряющий его сингл We Are The Pigs появились осенью 1994 года. Остряки расшифровали название следующим образом: Diamond DOGs, The MAN Who Sold The World и Ziggy STARdust - по альбомам Дэвида Боуи.
Диск получился поспокойнее дебюта, музыка стала мелодичнее и разнообразнее. Наряду с душераздирающими балладами (Heroine, Power) присутствовали чуть ли не танцевальные вещи (New Generation) и просто психоделика (Introducing The Band - на эту песню сделал 16-минутный ремикс сам Брайан Ино). Публике и критике альбом понравился, писали даже, что он настолько хорош, что превзойти его группе уже не удастся (похоже, это правда) но за место под солнцем со SUEDE уже сражались (и небезуспешно) OASIS, BLUR, PULP и та же ELASTICA. Непостоянные критики теперь восторгались творчеством братьев Гэллагеров и иже с ними, да и продажи нового диска не впечатляли (хотя в число лучших альбомов года он тем не менее попал).
После турне по Европе выходит видео Introducing The Band, там Бретт несколько напоминает Брайана Ферри, и только на середине концерта понимаешь, что на гитаре-то не Батлер уже, а Оукс.
Весь следующий год группа молчала, лишь на альбоме Help! появилась их версия песни Элвиса Костелло Shipbuilding, да Бретт записал дуэт с Джейн Биркин (вдовой Сержа Гэнсбурга) Les Veux Feme's для благотворительного альбома, вышедшего только во Франции. О SUEDE потихоньку стали забывать. Преданных поклонников группы теперь волновал вопрос - сумеет ли Оукс заменить Батлера как композитор? Как признавал и сам Бретт, когда один из нас ушёл, всё не может оставаться по-прежнему. Первые плоды тандема Андерсон/Оукс появились ещё на New Generation - третьем сингле с Dog Man Star. Together и Benstwood Boys - в целом тот же старый SUEDE, разве что чуть веселей. На фестивале Phoenix летом 1995 года SUEDE исполнили несколько новых песен, в том числе She и By The Sea, а в начале 1996 дали концерт для фэн-клуба, где представили новый материал.
Еще до выхода третьего альбома Бретт описывал его стилистику как слегка слащавый поп (тогда это разве что смешило: SUEDE - и вдруг поп, да ещё и слащавый), и обещал триумфальное возвращение. Появившийся в августе сингл Trash и впрямь демонстрировал некоторые изменения: голос Бретта звучал совсем иначе, красивая мелодия напоминала лучшие образцы глэм-рока и ... баллады PULP. В видео к песне и раньше-то не толстый Бретт по худобе мог потягаться с шваброй.
2 сентября выходит Coming Up и тут же водружается на первое место национального хит-парада. Пресса пишет никак ни меньше, чем о возвращении века. Альбом получился откровенно хитовым - по меркам независимой музыки это скорее недостаток. С программой Coming Up SUEDE с огромным успехом выступили на фестивалях этим летом.
Но это уже не старый SUEDE - пусть и не слащавый поп, но музыка вполне коммерческая и общедоступная. Стихи Бретта уже не поднимали глобальных проблем поколения, а повествовали о том, как нелегко живётся лондонским бездельникам. SUEDE влились в британский мэйнстрим - может, они от этого что-то и потеряли...
Судя по тому, что выходящий в конце лета Eilmstsar (на оборотной стороне обещают дуэт с Нилом Теннантом из PET SHOP BOYS - вот так) станет пятым (!) синглом с Coming Up, их популярности ничего не грозит.
Дмитрий Вебер



Читайте далее: GONORRHEA PUSSY: Интервью с Хейко (сентябрь 2005) QUEEN: QUEEN - биография QUEENSRYCHE: Интервью с Джеоффом Тэйтом (июнь 2005) QUIET RIOT: QUIET RIOT - биография RAGE: ВАГНЕР И ЭМИГРАНТЫ - ИНТЕРВЬЮ С ПИВИ ВАГНЕРОМ И ВИКТОРОМ СМОЛЬСКИМ (АВГУСТ 2001) RAGE: Интервью с Пиви Вагнером (1999) RAGE: RAGE - биография RAGNAROK: RAGNAROK - биография группы RAINBOW: RAINBOW RAISE HELL: Интервью с Денисом Экдалем (1999) RAMMSTEIN: Интервью для журнала Metall Hammer (18.01.02) ALICE COOPER: ALICE COOPER ABIGOR: Интервью с Петером Кубиком (2001) RASTA: RASTA - биография группы RAVENTHRONE: Made In Canada? - интервью с Рэймондом Уэллсом (2003) ASH: ASH о девочках - интервью с группой (февраль 2002) REPLACEMENTS: REPLACEMENTS - биография группы REVELATION: Forms of suffering flesh - интервью с Сергеем Зиборовым (2002) RHAPSODY: Italian Rhapsody, Opus 3