Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ROLLING STONES: Мик Джаггер: Фурцева не любила рок-н-ролл!




В последние годы Мик Джаггер, лидер легендарной рок-н-ролльной группы Роллинг Стоунз, дает интервью крайне редко. Это вполне объяснимо. Забравшись на Олимп мировой славы и обеспечив себе музыкальное бессмертие, он не нуждается в общении с журналистами. Более того, во время своего последнего мирового турне, в рамках которого он впервые посетит Москву, король рок-н-ролла и непревзойденный поэт-песенник и вовсе отказался от встречи с представителями масс-медиа.
Однако в самый разгар гастролей он изменил свое решение и устроил в Амстердаме круглый стол для нескольких представителей СМИ из разных стран мира. Аргументы и факты, являясь информационным спонсором концерта Роллинг Стоунз в России, представляют вниманию своих читателей эксклюзивное интервью с человеком-легендой XX века.
ОТ КАТЯЩИХСЯ КАМНЕЙ ДО МОСТОВ В ВАВИЛОН

Моя мама сказала папе -
Еще я не был рожден -
У нас появится мальчик,
И имя ему - Роллинг Стоун.
(Из песни блюзмена 50-х Мэдди Уотерса)

- В то время когда вышел наш первый альбом, носивший то же название, что и группа - Катящиеся камни (Rolling Stones), весь мир сходил с ума от Битлз. Они были лицом шестидесятых, и мы не могли сравниться с ними. И тогда нашему первому продюсеру, девятнадцатилетнему публицисту Эндрю Олдхэму, пришла в голову идея противопоставить нас Битлз, сделать нашу группу более вызывающей и шокирующей общественные вкусы. Однажды ночью во время гастролей во Флориде у нас с Кейтом Ричардсом (гитаристом группы, другом детства Джаггера. - Прим, авт.) родилась песня Satisfaction. Она сразу же заняла первые места в хит-парадах США и Великобритании.
- Господин Джаггер, несколько позже вы заявили, что предпочли бы умереть, чем исполнять эту песню в 45 лет. Через две недели с небольшим (26 июля) вам исполнится 55, а ваше мировое шоу Мосты в Вавилон, с которым вы выступаете в настоящее время, начинается именно с Satisfaction.
- Да, я помню, что когда-то говорил нечто подобное. Но с той поры прошло много времени. Видите ли, это концепция рок-н-ролла: когда вы молоды, вам кажется, что в будущем вы точно докажете, какой вы интеллектуал и как много поняли в жизни. И, находясь в творческом поиске, вы все время недовольны достигнутым результатом. Но с годами вы становитесь терпимее и понимаете, что никогда не нужно зарекаться, поскольку только время может расставить все по своим местам.
- Почему ваш последний альбом, равно как и турне, называется Мосты в Вавилон?
- Идея родилась совершенно спонтанно, во время работы над концепцией будущего шоу. Мы с другом, известным английским драматургом Томасом Стоппардом, уже знали, что сцена будет смонтирована с раздвигающимся мостом. И подумали: это похоже на по-
терянный город, на город в пустыне, который соединяет со всем остальным миром нечто хрупкое, зыбкое и недолговечное. И вдруг нас осенило, что это походит на мосты в Вавилон - то место, где все люди были братьями и говорили на одном языке. Место, куда уже нельзя прийти, но можно стремиться.
- За 38 лет существования группы Роллинг Стоунз вы выпустили десятки альбомов, каждый из которых в той или иной степени отражал время своего создания. Значит ли это, что творчество Роллинг Стоунз наряду с неизменной приверженностью рок-н-роллу является квинтэссенцией всех прогрессивных тенденций музыкальной культуры за последние полвека?
- Мы всегда старались экспериментировать со звучанием, с текстами, с обработками и с нашими шоу-программами. Впрочем, случается, что нам приписывают то, о чем в процессе создания альбома мы и сами не догадываемся. Мне было бы глупо или по крайней мере нескромно утверждать, что мы - лучшая рок-н-ролльная группа в мире. Я же англичанин, а англичанам несвойственно бахвалиться по поводу собственных достижений.

СВЯТОЙ ИЛИ ДЬЯВОЛ?

Я вам представиться желаю, господа:
Я всемогущ - иное ерунда.
В капканы я заманиваю души,
Сомнением терзаю самых лучших.
Я наблюдал последний миг Христа...
(Из песни Симпатия к дьяволу, альбом Банкет нищих, 1968 г.)

- По сравнению с моими предками, являвшимися крайне набожными людьми, я очень скуп в представлениях о Боге. В детстве пел в церковном хоре, потому что родители хотели воспитать меня в лучших традициях. И они были недовольны, когда поняли, что я отношусь к религии иначе, чем им бы хотелось.
- В вашем творчестве прослеживается особый интерес к образу дьявола. Это и альбом 1967 г. По требованию их Сатанинского величества, и композиция 1968 г. Симпатия к дьяволу из альбома Банкет нищих. Чём вы можете объяснить интерес к этому персонажу?
- На мой взгляд, мое пристрастие к дьявольщине сильно преувеличено. С одной стороны, это чисто театральная мистификация, а с другой - ассоциации, частично навеянные мне книгой русского писателя Михаила Булгакова Мастер и Маргарита. В конце 60-х этот роман вышел в переводе на английский язык в Америке, и моя подруга Марианна Фэйсфул подарила мне его. Вероятно, под впечатлением от образа Воланда я и написал Симпатию к дьяволу.

О БИЗНЕСЕ

Дочурке - школу важную,
Жене - костюмчик кожаный.
А я тружусь, как каторжный,
Чтобы купать вас в роскоши.
(Из песни Роскошь, альбом Это только рок-н-ролл, 1974 г.)

- Для меня музыка никогда не являлась бизнесом. Большинство музыкантов в этом со мной солидарны. Конечно, у Роллинг Стоунз были и подъемы, и падения, не без этого.
- Вы экономист, учились в Лондонском экономическом колледже. Род ваших занятий приносит вам помимо творческого удовлетворения еще и колоссальную прибыль. Не считаете ли вы, что беспрецедентный факт тридцативосьмилетнего творческого союза музыкантов Роллинг Стоунз отчасти связан с правильной финансовой политикой?
- На заре Роллинг Стоунз мне действительно приходилось решать финансовые вопросы нашей группы. Но я счастлив, что это не стало делом моей жизни. Прежде всего я - музыкант.
- Мосты в Вавилон оцениваются авторитетными специалистами как самое лучшее и до рогостоящее шоу XX века. Что же все-таки ждет счастливчиков, пришедших на ваш концерт?
- Как нескромно это ни прозвучит, но у нас получилось действительно высококлассное шоу, которых бывает не так много. Поэтому если есть желание сходить на хорошее представление, то почему бы не прийти на наш концерт? Главное - не купить поддельный билет.
О РОК-Н-РОЛЛЕ, НАРКОТИКАХ И СЕМЬЕ

Мне кажется, я оторвал пуговицу на своих штанах.
Надеюсь, что они не упадут.
Вы же не хотите, чтобы они упали?!
(Из песни Jumping Jack Flash, альбом 'Гэт йер-йа-йас-аут, 1970 г.)

- Вопреки многолетней традиции проводить свои концерты на стадионах вы однажды изменили своему правилу и выступили с одной из программ в небольшом клубе Парадизио, находящемся в самом центре Амстердама. Чем вызвано ваше особое расположение к городу тюльпанов?
- Я очень люблю этот город - здесь и по сей день находит прекрасную почву известный раскрепощающий лозунг 60-х sex, drugs & rock-n-roll. Долгое время и я жил пс полной рок-н-ролльной программе (в 1967 г. Джаггер был даже арестован за употребление наркотиков и провел три месяца в тюрьме. - Прим. авт.). Однако сейчас я уже не тот - возраст дает о себе знать. Но я все равно продолжаю любить Амстердам, и моя семья его тоже любит.
- Известно, что вы - многодетный отец. В 1990 г. вашей третьей женой стала известная в прошлом манекенщица Джерри Холл, с которой вы и по сей день вместе...
- Да, у меня четверо детей от этого брака. Старшей, Элизабет, четырнадцать, а младшему, Габриэлю, всего год.
- Думаете ли вы, что кто-либо из младших Джаггеров продолжит дело отца?
- Не знаю, время покажет. Они еще очень молоды. Но если кто-то из моих детей будет стремиться к музыкальной карьере, возражать не стану.
О РОССИИ

Я скитался по Петербургу
Во время больших перемен.
Я был, как и царь, поруган
И взят по дороге в плен.
Я слышал, как стонет Анастасия...
(Из песни Симпатия к дьяволу, альбом Банкет нищих, 1968 г.)

- Мы всегда мечтали приехать в вашу страну и делали все, чтобы попасть в Москву. Но в те времена министром культуры Советского Союза была мадам Фурцева. Она негативно относилась к любой рок-музыке и, естественно, сделала все, чтобы не допустить гастроли Роллинг Стоунз в СССР.
- Догадываетесь ли вы, что когда-то ваша музыка была для целого поколения советских людей символом свободы и независимости, глотком свежего воздуха?
- Мне очень приятно это слышать. И я с нетерпением жду встречи в Москве с российскими поклонниками творчества Роллинг Стоунз.
Ева КАММ Амстердам - Москва



Читайте далее: NIGHTWISH: Интервью с Туомасом Холопайненом (2001) NIGHTWISH: Песни у костра цивилизации ARCH ENEMY: Просто хороший металл. Интервью с Майклом Эмоттом (июнь 2002) NILE: NILE: Осквернение гробницы NINE INCH NAILS: Интервью с Трентом Резнором (2006) GIRLSCHOOL: GIRLSCHOOL NIRVANA: NIRVANA - биография НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ: Интервью с группой NOFX: NOFX - биография группы НОГУ СВЕЛО: Для тех, кто в танке - интервью с Максимом Покровским (март 2004) Федор Чистяков и группа НОЛЬ: Интервью с Федором Чистяковым (2003) NORTHER: Интервью с Петри Линдроосом (май 2003 года) NOTRE DAME: Интервью со Сноуи Шоу (2004) Aldo Nova: Aldo Nova - биография НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС: Зови меня так… НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС: Биография группы НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС (1991) ALICE COOPER: Отчет о концерте в Санкт-Петербурге 12 июня 2000 года OASIS: OASIS, он же ROLLING STONES OASIS: Не кидайте в нас бутылками! - интервью с Лиэмом Гэллагером (2001)