Главная страница - Текущий раздел: Статьи

10cc: 10cc




1969, Великобритания
Исходный состав: Грэхэм Голдмэн - вокал, гитара, бас, клавишные; Эрик Стюарт - вокал, гитара; Лол Крим - вокал, бас, клавишные, гитара; Кевин Гадли - вокал, ударные, клавишные
В истории британского рока было три группы, на рубеже 60 - 70-х избравших для себя в высшей степени сложный и ответственный путь - развитие традиций поздних THE BEATLES в новых условиях. Но если QUEEN активно пошли на сближение с хард-роком, а ELECTRIC LIGHT ORCHESTRA - с арт-роком, то 10cc продолжили линию великих ливерпульцев в чистом виде, т.е. начали исполнять поражающую воображение разнообразием, теплом и профессионализмом поп-музыку, богатую хитовыми мелодиями.
Все четверо будущих музыкантов 10cc с 1963 г. играли в манчестерских бит-группах. Голдмэн прошел через THE HIGH SPOTS, THE CREVATTES, THE PLANETS, WHIRLWIND (эта группа в июне 1964 г. выпустила единственный сингл) и THE MOCKINGBIRDS, где на ударных играл Гадли. Первая написанная Грэхэмом песня For Your Love стала крупным хитом в исполнении THE YARDBIRDS и сделала Голдмэна не последним человеком в британской музыкальной индустрии - в ближайшие полтора года он написал такие отличные композиции, как Heart Full Of Soul, Evil Hearted You (для THE YARDBIRDS), Bus Stop, Look Though Any Window (для THE HOLLIES) и No Milk Today (для HERMAN'S HERMITS). В марте 1968 г. Голдмэн выпустил на фирме RCA альбом своих песен и присоединился к агонизирующей группе THE MINDBENDERS, для которой написал ее последний сингл Uncle Joe, The Ice Cream Man. В THE MINDBENDERS со дня основания (апрель 1964 г.) работал соло-гитарист Эрик Стюарт и, таким образом, уже три будущих участника 10cc стали знакомы между собой. Лоуренс Крим появился на примете в сентябре 1969 г. - он вместе с Гадли организовал дуэт FRABJOY & RUNCIBLE и выпустил сингл I'm Beside Myself.
После развала THE MINDBENDERS Голдмэн, имевший обязательства перед американской компанией Kasenatz-Katz, улетел в Нью-Йорк, а Стюарт занялся экспериментами в только что купленной им манчестерской студии, которую он в честь песни THE BEATLES назвал Strawberry. Однако пути друзей разошлись ненадолго - по совету Голдмэна фирма Kasenatz-Katz решила использовать студию Стюарта как свою английскую базу, и Грэхэм вернулся в Манчестер. Призвав на помощь Гадли и Крима, музыканты заперлись в студии и надолго погрузились в сочинение песен - пока что для других исполнителей. Этим периодом датируется сингл There Ain't No Umboro, изданный Гадли и Кримом под маркой CRAZY ELEPHANT, и песня Голдмэна Susan's Tuba, записанная FREDDIE AND THE DREAMERS и ставшая мил-лионселлером во Франции. К августу 1970 г. таким образом были заработаны деньги на запись собственного сингла Neanderthal Man (UK-2/US-22), который вышел под маркой THE HOTLEGS. Успех этой композиции, тираж которой составил 2 миллиона копий, заставил музыкантов уверовать в свои силы. В июле 1972 г. друг группы Джонатан Кинг предложил ей контракт с фирмой UK Records, владельцем которой являлся, а также новое название - 10cc (Голдмэн объяснял, что это странное название приснилось Кингу).
Первый же сингл 10cc Donna (UK-2, 21 октября 1972 г.) показал, что творческие устремления новой группы близки к ROXY MUSIC и QUEEN - песня была изящной и необидной пародией на битловскую Oh! Darling и британскую поп-музыку 50-х. 23 июня 1973 г. 10cc выпустили первый чарттоппер - энергичный рок-н-ролл Rubber Bullets. Дебютный альбом занял в английском хит-параде 36-е место. Критики отметили умение 10cc совмещать приметы классической поп-музыки - прекрасно аранжированный многоголосый вокал и приятные мелодии - со странно жесткими текстами: так, песня Rubber Bullets была навеяна событиями в Северной Ирландии, а в Johnny Don't Do It затрагивалась запретная тема самоубийств среди подростков.
В начале 1974 г. 10cc провели турне по США, сорвавшееся из-за болезни Гадли, а с июля начали выпуск синглов к альбому Sheet Music (UK-9/US-81), на котором неповторимый саунд группы определился окончательно. Как и QUEEN, 10cc были чудесной музыкальной шкатулкой, каждый номер которой при кажущейся простоте был отшлифован до мелочей, однако музыкантов 10cc, в отличие от куиновцев, не бросало в зачастую противоположные стилистические стороны - эталоном для группы оставались поздние THE BEATLES, разнообразные, но все же цельные. Музыка 10cc была лишена самолюбования, вычурности и претензий на элитарность, она несла в себе истинно битловские качества - тепло и доброту, озарявшие даже самые печальные и жесткие композиции группы.
К лету 1975 г. позиции 10cc были уже настолько сильны, что они с легким сердцем могли выпускать сборник лучших хитов (UK-9). Прекрасная баллада Стюарта I'm Not In Love 28 июня 1975 г. возглавила хит-парад Англии (в США три недели занимала 2-е место) и стала новым словом в звукозаписи -16 дублей записи бэк-вокала были смикшированы 256 раз, так что композиция, несмотря на свою интимность, производит очень мощное впечатление. В декабре 1975 г. группа выпустила еще один альбом How Dare You? (UK-5/US-47), крупными хитами на котором стали Art For Art's Sake (UK-5/US-83) и I'm Mandy Fly Me (UK-6/US-60).
26 ноября 1976 г. Крим и Гадли ошеломили поклонников 10cc заявлением о своем уходе из группы. Впрочем, причина была не в скверных отношениях внутри коллектива, а в изобретении музыкантами нового инструмента Гизмо - гитары, которая могла воспроизводить звучание целого оркестра. Крим и Гадли горели желанием поскорее испытать свое детище, но студийная обкатка вылилась в запись тройного альбома Consequences (UK-52), альбом - в необходимость его рекламы и т.п. Голдмэн и Стюарт благоразумно решили продолжать деятельность в составе трио, пригласив барабанщика Пола Барджесса, отработавшего с группой британское турне начала 1976 г. Первый же сингл нового состава The Things We Do For Love (UK-6/US-5) пользовался колоссальным успехом - радостная, светлая, с блеском исполненная баллада может служить квинтэссенцией стиля 10cc. Альбом Deceptive Bends (UK-3/US-31) показал, что уход Крима и Гадли не отразился на качестве музыки группы - Голдмэн и Стюарт исполнили партии всех инструментов и сочинили такие прекрасные композиции, как People In Love и Good Morning Judge. Альбом замыкала 12-минутная сюита Feel The Benefit, выдержанная в стилистике софт-арт-рока.
В конце 1977 г. 10cc выпустили отличный концертный диск, а затем студийный Bloody Tourists (UK-3/US-69), суперхитом которого стал регги Dreadlock Holiday (UK-1, 23 сентября 1978 г.). После этого в творческой жизни группы впервые за 6 лет наступил перерыв - Стюарт приходил в себя после автомобильной катастрофы, Голдмэн выпустил соло-сингл Sunburn и занимался изданием альбома лучших хитов, который занял 5-е место в Англии, но с трудом дотянул до 188-го в США.
Альбом 1980 г. Look Hear? показал, что популярность 10cc медленно, но неуклонно снижается - только 35-я позиция в британских мартах и 180-я - в американских. Голдмэн и Стюарт переключились на продюсерс-кую деятельность. На фоне угасающего интереса к группе особенно ярко смотрелись успехи продюсерского тандема Гадли-Крим: эта пара занялась клипмейкингом и в короткий срок заработала репутацию мастеров жанра (клипы для VISAGE, THE POLICE, DURAN DURAN, FRANKIE GOES TO HOLLYWOOD и других групп).
В октябре 1983 г. 10cc объявили о распаде. Прямых учеников и наследников у группы не было. В сентябре 1991 г. Голдмэн и Стюарт решили попробовать все сначала и записали в Вудстоке студийный альбом Meanwhile. Но, как и следовало ожидать, особого успеха возрожденной легенде он не принес. Альбом 1995 г. Mirror Mirror, изданный на японской фирме Avex Records, привлек к себе некоторое внимание, но не за счет новых композиций, а благодаря акустической версии I'm Not In Love (UK-29). 16 февраля 1995 г. 10cc в составе трио дали акустический концерт в Ллойдсе, а летом 1997 г. провели небольшое британское турне. Группа продолжает существовать, качество ее студийных работ 90-х по-прежнему высокое (иначе 10cc не умеют), но интерес к этой прекрасной команде сейчас сохраняют лишь поклонники британского рока 70-х, хорошо осведомленные о том, что в табели о рангах поп-музыки 10cc ненамного уступают QUEEN.
Изменения состава
1976: - Гадли и Крим; + Пол Барджесс, ударные
1978: + Дункан МакКэй (STEVE HARLEY AND COCKNEY REBEL), клавишные
1991: Голдмэн и Стюарт
1995: + Рик Фенн, гитара



Читайте далее: ROLLING STONES: Charlie Watts ROLLING STONES: Brian Jones ROLLINS BAND: Эго - интервью с Генри Роллинзом (2002) Дюша Романов: Мировые идеи Дюши Романова Дюша Романов: Андрей Тропилло: Работа с Аквариумом не была для него самоцелью Дюша Романов: В России рок-н-ролл не прижился Дюша Романов: Александр Кан: Он знал свое место героя THE GRATEFUL DEAD: Эй, вы, там, наверху! ATARI TEENAGE RIOT: Интервью с Алеком Эмпайром (2002) Дюша Романов: Андрей Вилли Усов. Письмо Дюше Романову Дюша Романов: Николай Бех. Гений перемещения Дюша Романов: Дмитрий Вересов. Приближение к Дюше Дюша Романов: Анна Черниговская. История о том как мне повезло, или Сказка с несчастливым концом ABIGOR: ABIGOR - биография группы Дюша Романов: В России разрушать нечего ROOT: Интервью с Большим Боссом (2004) ROSSOMAHAAR: Интервью с Князем (2004) ROTTING CHRIST: Сакис Толис об альбоме Genesis GRAVE FLOWERS: Аромат меланхолии - интервью с Матте Андерссеном (2001)