Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ТОРБА-НА-КРУЧЕ: Исключение из правил - интервью с Максимом Ивановым (2001)




Не часто выходец из небольшого провинциального города поступает в столичную консерваторию. Не часто параллельно возрождает в чужом городе школьную еще рок-группу. Редко группа, начав с обычного для подростков хард-панка, вдруг переходит на фолк, а потом - тоже вдруг - на брит-поп. Еще реже группа за неполные два года проходит путь от малюсеньких клубов к стадионам, от локального успеха - к ротации на Нашем Радио. Так бывает, конечно. Но это - скорее исключение, нежели правило. Тем не менее, Макс Иванов (ударение на а), лидер и вокалист группы ТОРБА-НА-КРУЧЕ, считает все вышеописанное не более чем логичным.
Город Киров (историческое, но пока так и не возвращенное официально название - Вятка) - родина Александра Грина, и, соответственно, русской романтики. Под этим лозунгом (в числе прочих) в 1991 году тут состоялся Фестиваль независимой прессы. В культурном блоке, кроме заезжих светил, участвовали и вятские группы, в том числе и ТОРБА-НА-КРУЧЕ. Банальный фолк, курьезное название, заимствованное из первого, не самого удачного (на вкус ценителей) перевода толкиеновского Хоббита.

Макс Иванов: У меня он был самый любимый. С детства. И, когда мы играли фолк, название было кстати. Со временем фолковский смысл для меня перестал существовать, просто некий сакральный смысл остался в этом звукосочетании. Родное что-то.
В 1996 году - после Вятского музыкального училища, армии и снова училища - он уехал в Петербург: в мистический и пафосный город, запомнившийся еще с детства, когда четырехлетний Макс приезжал в Петербург вместе с родителями в составе театральной труппы (Я тоже был актером, играл рольки малышей различных. Князя Гвидона, например, меня в бочку сажали...). Мечта жить в Питере совпала в желанием родителей видеть сына профессиональным музыкантом с консерваторским образованием. Все логично.
А что тебя из музыки в Питере интересовало?
Макс: Банально-тривиально: КИНО, АКВАРИУМ - на акустике их я очень плотно посидел, АЛИСОЙ увлекался, когда хард-панк играл. АУКЦЫОН - позже... Ну, самые звездные года, - конец 80-х начало 90-х - отсюда родом, и сюда, конечно, хотелось приехать.
Хотелось стать как они, или за руку здороваться?
Макс: За руку я еще в Кирове с ними здоровался, когда они на гастроли приезжали. Как они - нет... Да вообще мысли такой не было, потому что группа моя не существовала уже. Мы сыграли только пару сборых концертов, потому что был материал. Специально для этого нашлись с нашим гитаристом, с которым до сих/ пор играем вместе. Алексей Пяткин, художник, скульптор... Он также сюда переехал, только позже. Год я просто сживался с городом. И, опять же, познакомился на первом курсе с Тёмсоном - Артемом Беспаловым, флейтистом нашим. Он приехал из Саратова.
Из коренных петербуржцев в составе ТОРБЫ прижился только Сергей Григорьев, гитарист и звукооператор клуба Зоопарк Сергей услышал ТОРБУ - еще не вполне сыгранную, уже с постоянным барабанщиком (Олег Пожидаев, тоже из консерватории), но с постоянно меняющимися басистами - осенью 98-го, влюбился в группу, предложил помочь с демо-записью, а еще через год превратился в полноправного участника. Для этого, правда, пришлось поменять гитару на бас, но чего только ни сделаешь по любви...
Флейта в составе - воспоминание о фолковых корнях.
Макс: Это просто дружба. А раз друг - музыкант, применяем его в качестве флейтиста. Благо, идея получила сейчас развитие, мы купили клаву, и теперь флейты станет меньше, - Тёмсон будет ударять в клавиши.
Еще флейта вызывает неизбежные ассоциации с группой СПЛИН. Тем более что Макс несколько похож на Сашу Васильева (повод иронизировать для обоих). Однако Макс отвергает любое стилистические и визуальные привязки к кому бы то ни было делая исключение, разве что, для любимых RADIOHEAD. Впрочем, Бритпопом называть стиль ТОРБЫ тоже отказывается категорически, предпочитая термин английская гитарная музыка.
Макс: Мне сложно убеждать кого-то, что мне это оказалось действительно близко по состоянию души, творчества, мелодизма моих собственных песен. И RADIOHEAD во многом подтолкнули, в чем-то мы у них поучились - в плане аранжировок и всего остального. Это огромная и единственно правильная школа. Некоторые и так движутся, но зачем изобретать велосипед?
И кто у тебя сейчас в личном топе?
Макс: НЕАD'ы, конечно, прежде всего. PLACEBO очень нравятся, TRAVIS офигенная команда. COLDPLAY. Ну, все в сторону красоты.
Движения в ту же сторону вылились у ТОРБЫ-НА-КРУЧЕ в запись (на студии Добролет) полноценного альбома, который выйдет к концу осени. Первый важный опыт, к которому они целеустремленно шли.
Трудно было?
Макс: Трудно... очень интересно... великолепно. Нам очень повезло со звукорежиссером, Андреем Алякринским, - мы понимаем друг друга на все сто. Хотелось бы и в будущем с ним работать.
Долго записывались?
Макс: 3 дня в январе, 3 дня в июле, и 14 дней - август-сентябрь.
Почему с такими перерывами?
Макс: Прежде всего, финансовые проблемы. Первая сессия была целиком за счет нашего тогдашнего директора, Максима Колодия. А потом была уже потребность к Нашествию что-то подготовить. Отправили две самые попсовые песни, - мелодичные и ни о чем не говорящие. Одна из них ротируется - С Дождя. Это как отдушина в альбоме, потому что он будет такой... джинь-джинь-джинь. Но это очень резонный ход, пусть слушают и думают, что все будет так.
Альянс с Нашим Радио сложился не вдруг, но терпение и труд все перетрут. Да и недостатка в друзьях, посылающих на радио демо любимой группы, не было, - как сейчас нет недостатка в слушателях, заказывающих эти песни. Так что выступление ТОРБЫ на Нашествии стало очень логичным продолжением всего вышеописанного.
Макс: Мы прошлым летом отдыхали у Тёмки в Саратове там Наше Радио есть. И он своим тамошним друзьям ска зал - мол, в следующем году и мы будем на Нашествие играть. То есть, у нас сомнений не было. А все остальное получилось логично. Кстати, все пишут, что нас проталкивал Юрий Шевчук - так вот, мне об этом ничего неизвестно до сих пор. Были некие cвязи с Козыревым, Гройсман слушал нас в Москве, ему понравилось; еще на фестивале Окна открой! нас Козырев вживую послушал...
И как сыграли на Нашествии?
Макс: Да как-то быстро... Получилась накладка со временем: мы должны были играть перед DDT, в самом конце фестиваля, и с нашими звукорежиссерами - Тимуром Галбацевым из СПЛИНА и Алякром (Андрей Алякринский - ред.) - была договоренность на вечер. Мы приехали в Москву и выяснили, что играть будем в полдень. Типа, для нашей же пользы, чтоб в прямую трансляцию по ТВ попасть. Соответственно, звукорежиссера своего не было, и на поле звуковая картинка была совсем не та. Но техники на сцене сделали все возможное, тут все было хорошо.
Клубная группа играет подряд на двух стадионных фестивалях...
Макс: Все очень логично, я считаю, что мы вообще стадионная группа. Просто не было до этого стадионов, вот и играли в клубах.
Реакция аудитории?
Макс: Нормальная. Для тех людей, которые нас совершенно не знают, со второго куплета подпевать припевы - это нормально.
Кроме всего, в активе стадионной (без насмешки) ТОРБЫ есть клип на песню Зима - нарезка из концертных и натурных съемок: романтичный и немного безумный Макс в свете прожекторов и отчужденная восточная девушка в снежных полях; черно-белая смесь хоум видео и концептуальных изысков. Еще один шаг к красоте.
Макс: Инициатором идеи был мой земляк Денис Репин. Он учится здесь в Институте киноинженеров, и подключил своего друга - Ивана Котельникова. Все по-свойски, на студенческие доходы. Нет, были мысли по поводу сюжета - снежные поля, бегущие люди, лежащие с завязанными глазами... Мне кажется, получилось нормально, совершенно логично и не пошло.
Кажется, что ТОРБУ-НА-КРУЧЕ ведет по жизни некое слегка ненормальное, но доброе и симпатичное божество. Не угождая никому и не делая суетливых движений, свойственных жаждущим мгновенной славы, группа добилась уже многого. Просто играя ту музыку, какая нравится, они оказались окружены людьми, которые их искренне любят и стремятся помочь. Среди этих людей и Олег Грабко (ТОРБУ взяла под крыло Бомба-Питер), и Ольга Урванцева, пресс-атташе и фотограф, и еще многие. Бескорыстная любовь как раз нелогична - скорее, романтична. И когда кто-то становится успешен вопреки логике шоу-бизнеса, но сообразуясь с логикой красоты и гармонии - это исключение из общих правил. Но все когда-то случается впервые. И рано или поздно исключения превращаются в норму.
И все становится очень логично.

Екатерина БОРИСОВА



Читайте далее: THE GRATEFUL DEAD: THE GRATEFUL DEAD ATARAXIA: Современные трубадуры Дюша Романов: Михаил Файнштейн: Андрей все делал для Вселенной ATARI TEENAGE RIOT: ATARI TEENAGE RIOT - биография группы Дюша Романов: А. К. Троицкий: Дюша был сердцем Аквариума Дюша Романов: Андрей Бурлака. Предположение о Дюше Дюша Романов: Эрик Горошевский: Я очень любил этого парня Дюша Романов: Дюша Романов: Александр Липницкий: Дружба, Дружба, Дружба - навсегда Дюша Романов: Дмитрий Шагин. Три истории Дюша Романов: Юрий Гаранин. Квартирник в Гжели GRAVE DIGGER: GRAVE DIGGER Дюша Романов: Песни о трилистнике - Анна Черниговская об альбоме-посвящении Дюша Романов: Нельзя зарабатывать на жизнь своим искусствам ROSSOMAHAAR: Gulo Gulo Linnaeus Интервью с Лазарем ROTTING CHRIST: Интервью с Магус Вампир Даолотом (1999) ROTTING CHRIST: Отчет о концертe ROTTING CHRIST в Киеве (2003 год) RUDRA: Интервью с Катиром (2002) RUNEMAGICK: Интервью с Никласом Рудольфсоном (1999)