Главная страница - Текущий раздел: Статьи

Дюша Романов: Михаил Файнштейн: Андрей все делал для Вселенной




Я попробую добавить что-то к тому, что знают все. Основной чертой характера Андрея была полная самостоятельность. В том смысле, что он никогда до конца не погружался в те события и явления, с которыми имел дело. Он постоянно был где-то сам по себе. Вероятно, это было связано с тем, что он себя ощущал самостоятельной творческой единицей и был недалек от истины. Но обычно такие люди пытаются добиться какого-то эффекта от своих природных данных (это принято называть достичь успеха). А Андрей все делал для Вселенной. Поэтому он не так хорошо известен в народе, как, скажем, Борис Гребенщиков. Я с Андреем работал 28 лет. Последние годы у нас была своя группа - Трилистник. Работали мы так же, как был настроен Андрей: что-то делали - оно лежало; где-то что-то играли - и даже не выбирали где. В зале есть люди - мы для них и играем.
Андрей высокого уровня мелодист. Но его мелодический склад был не восточный, не пророссийский, а скорее западный. Его мелодии сложнее и чем нужно для поп-музыки, и чем нужно для рок-музыки. Потому как люди, слушающие так называемую легкую музыку, рассчитывают на фон для выливания или танцевания. У Андрея были сложные мелодии, которые были большинству людей непонятны и казались чем-то ненужным.
Особенно ярко это выражается в его музыке к кино. Например, в случае с музыкой ко всем трем фильмам Сергея Соловьева: большую часть мелодий, задумок приносил Андрей. А группа Аквариум, как обычно, хватала наметки, идеи неярко выраженные и аранжировала, как обычно, в законченное произведение.
После этого Александр Бурцев предложил Андрею писать музыку к своим фильмам - Город, Полнолуние, Время X. Андрей просто смотрел на экран, видел какой-то фрагмент и у него тут же создавалась мелодия этого видеоряда. И не было ни одного случая, чтобы заказчику не понравилось то, что было сделано, или не подошло. Андрей реально талантливый композитор.
Как нормальному композитору и музыканту все остальное ему было по барабану.
В начале 70-х казалось совершенно неоспоримой истиной, что Андрей скорее актер, чем все остальное. Но он был настолько фактурен, что в обычном театре ему роль было бы подобрать трудно. Потом, в театре требовалось получение нормального регулярного образования, а образовываться он тоже не любил. Ему настолько много было Богом дано, что учиться он ни у кого не хотел. У него были учителя типа группы Jethro Tull, и ему этого хватало. В театре режиссер обычно давит актера. Мне кажется, что к такому Андрей был не готов. По крайней мере, я не могу вспомнить ситуаций, когда Романов бы сдался и пошел на поводу у того, кто пытается чего-то от него добиться. Это не характер, не упрямство - он скорее сам был режиссером, и ему было сложно выполнять чьи-то задания. Это хорошо заметно в истории с Ирландскими сказками на Ленинградском телевидении, когда все началось с того, что Андрея позвали писать музыку, а закончилось тем, что мы сами писали сценарии, режиссировали. Так Андрею нравилось.
На съемках была вот такая история. Снимаем мы одну из сказок. В сценарии написано: Два рыцаря седлают коней и скачут в деревню. Начинаем снимать в 8 утра. Легли спать при этом, ясное дело, в 4 утра, а встали в 6. Я подвожу одну из лошадей Андрею... До сих пор помню его глаза, когда он, смотря на меня, сказал так тихо-тихо: Ты смерти моей желаешь?! Тогда мы взяли лошадей под уздцы и грустно повели их в деревню. Но этого никто не заметил. Хотя как это может быть: два рыцаря из леса под уздцы ведут лошадей...
Группа Трилистник организовалась при интересных обстоятельствах. О том, что на протяжении всех лет ему приходили какие-то идеи в голову и он записывал, никто не знал. Мы как-то сидели на студии, что-то делали, и Андрей показал: вот такая песня может быть. Мы стали ее крутить, сделали обработку. Тогда остальные к этому всему серьезно не отнеслись, потому что Аквариум была крупная единица, всемирно известная.
У Борис Борисовича, естественно, к Трилистнику ревность присутствовала. Но что было делать, если, уезжая в Америку, он бросал группу на год - не могут же люди сидеть без дела. Я думаю, что, может, это и повлияло на дальнейшую судьбу группы. То есть с появлением Трилистника Боб перестал чувствовать ответственность за остальных, считая, что теперь у нас и так есть свое дело. Это никак не показывалось, вслух не говорилось, но чувствовалось, как многое чувствуется при длительных отношениях между людьми...
Хороший пример талантливости Андрея Романова - поездка Трилистника в Пермь. Мы вышли на сцену, а в зале стали кричать А где Гребенщиков?! Ситуация для артиста, которому кричат: Мы не тебя ждали! - тяжелая. Позже выяснилось, что устроители концерта на афишах написали крупно АКВАРИУМ и мелко без Гребенщикова - группа Трилистник. Понятно, на что люди покупали билеты... Андрей смог переломить ситуацию так, что зал остался и слушал, - а это дар.



Читайте далее: NOBELNEST: NOBELNEST - статья из журнала In Rock (2005) НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ: Взрослый человек без крыши - интервью с Дианой Арбениной (2001) НОГУ СВЕЛО: Интервью с Максимом Покровским (1997) Федор Чистяков и группа НОЛЬ: Интервью с Федором Чистяковым (июнь 1992) GIUFFRIA: GIUFFRIA John Norum: John Norum - биография НОВА: Образ надо выстрадать - интервью с Василием Мищенко (2001) НОВАЯ ЗЕМЛЯ: А мы и есть лохи! - интервью с Константином Стрелковым (2001) НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС: Зеленка от скуки NUCLEAR ASSAULT: NUCLEAR ASSAULT - биография Ted Nugent: Ted Nugent - биография OASIS: OASIS OASIS: Драка стоимостью в миллион OBITUARY: OBITUARY - биография THE OFFSPRING: THE OFFSPRING Roger Glover: Roger Glover ОГНЕННАЯ МУХА: Целой Жизни Мало - Кирилл Решетин представляет альбом группы ОГНЕННАЯ МУХА OLD MAN'S CHILD: OLD MAN'S CHILD - биография OMNIUM GATHERUM: Интервью с Маркусом Ванхала (июль 2004 года)