Главная страница - Текущий раздел: Статьи

YES: Yes! Мечты сбываются (отчет о московском концерте 2001 года)




ГКД. Москва, 31.10.2001
Аудитория собиралась в Кремль далеко не пионерского вида - бородатые, а то и лысоватые рок-фэны с семьями и без, в косухах и в цивильных костюмах-тройках. Пришло также некоторое количество бомонда, ходящего буквально на все концерты в Кремле, - потому что круто - и с тупым бесчувствием восседающего в рядах VIP-партера перед самой сценой.
Вез пяти восемь свет наконец-то погас, на заднике зажглась надпись - коротенькое английское слово из трех букв и звезды. Под вступительные аккорды оркестра и овации публики на сцену, не торопясь,
вышли (а куда спешить-то, выше Олимпа уж некуда) Джон Андерсон, Алан Уайт, Крис Скуайр, Стив Хоу и Том Бислин (последний - сессионный клавишник, выступающий с Yes в рамках нынешнего турне Yessymphonic). И затрепетало ретивое, забилось в лихорадке!
Пересказывать концерт очень трудно, потому что голова была вся как в огне. Шутка ли сказать: четверть века с хвостиком слушал на бог знает какой рухляди ИХ альбомы, а тут - живьем, в Москве... Начали будто с Close To The Edge, потом сыграли Long Distance Run Around и пару вещей с новейшего Magnification, побаловали Ritual с Tales From Topographic Oceans 1973 года; ради такого случая даже припомнили Starship Trooper с The Yes Album 1971 года.
Ясное дело, не обошлось без виртуозных соло каждого из Yes. Стив Хоу, на радость всем любителям потерзать серебряные струны, показал, как это надо делать по-настоящему: блистал игрой на двух гитарах сразу, колдовал над стил-гитарой, выдал продолжительное интермеццо на акустической гитаре. Тут хочется заметить, что именно последняя показывает истинный класс музыканта, ибо натяжение струн на ней, как правило, сильнее, чем на электрической, а спрятаться за гитарные примочки невозможно, и без ежедневной серьезной практики немыслимо сделать правильный звук. Он сделал.
Даже неловко как-то упоминать про то, что знаменитый, неподражаемый фальцет Андерсона и ныне, тридцать три года спустя, звучит точь-в-точь так, как на классических записях начала 70-х. Но этого ему мало: Андерсон играет в концерте на клавишных, ударных и гитаре. Причем великолепно. Не то что некоторые иные, некогда славные и уважаемые музыканты, не сумевшие справиться с алкоголем, звездной болезнью и наркотой.
Крис Скуайр на двух Рикенбакерах и двух Фендерах играл волшебно: любые изыски джазового и рок-баса с легкостью и изяществом; при этом он еще летал по сцене, как будто играет в группе, исполняющей не безумно сложный симфо-рок, а скоростной дэт-метал. Ему, конечно, виднее, но выбивало из блаженного состояния транса напрочь. Впрочем, при желании можно было закрыть глаза и наслаждаться музыкой без лицезрения музыкантов.
Углубленные знатоки рока помнят, вне сомнения, что Алан Уайт еще до вступления в ряды Yes успел поиграть вкупе с Джоном Ленноном, Эриком Клэптоном и Джорджем Харрисоном, но дело, разумеется, не в этом. Арт-рок - не такой стиль, чтобы можно было вполноги отбивать такт, вторя басисту. Или ты - виртуоз, или тебя здесь просто нет.
Ошибкой было бы думать, что Том Бислин на сцене присутствовал так, для мебели. Мол, временно надо кого-нибудь поставить за клавишные. Он то рассыпался хрустальным бисером, то играл столь мощно, с такой атакой, что знающие люди только крякали от неожиданности. Если до тебя место за клавишными занимал, например, Рик Уэйкман, или Патрик Мораз, то спрос, понятно, какой.
Кстати, на балконе, как выяснилось, вполне приличный звук: слышно было хорошо. Или (что ближе к истине) звукооператоры сработали в тот вечер на уровне высшего пилотажа. Пока ни слова не было сказано про оркестр маэстро Ларри Групэ, хотя он заслуживает всяческих похвал. В отличие от несколько надуманного сотрудничества Scorpions с большим симфоническим оркестром, казалось, Yes всю жизнь выступает именно так. Баланс группы и оркестра был отстроен идеально.
В ходе выступления в какой-то момент все - Хоу, Андерсон, Уайт, Бислин и Скуайр - вдруг побросали свои инструменты, каждый взялся за барабанные палочки, и квинтетом сыграли искрометную пьесу на барабанах в японском духе! Тут-то стало понятно, что они тоже слушают нечто вроде Kodo и Ondekoza.
Из других классических вещей Yes исполнили также And You And I, I've Seen All Good People, Gates Of Delirium, и еще много всего. Андерсон периодически, видимо, сильно волнуясь, пускался в разговоры, отвечал на крики из зала, благодарил публику. Даже сказал, что счастлив выступать там, где, возможно, выступал сам Игорь Стравинский. Увы, Стравинский в ГКД, насколько известно, никогда не выступал по причине давнего отъезда из России на ПМЖ в Штаты, да это, вобщем-то, не так уж и важно. Главное, что сбылась наша общая мечта - Yes выступали там, где мечтали, а мы их видели и слышали воочию. На бис, вопреки обычному гастрольному расписанию, прозвучала самая попсовая и самая, видимо, раскрученная вещь - Owner Of The Lonely Heart, которую, конечно, написал совсем не Игорь Хорошев, как утверждал в новостях телеканал Культура. Ну не мог он этого сделать, поскольку в 1983 году только-только школу окончил.
Последним номером прозвучала Roundabout. Зрители, очнувшись от транса, стоя, кричали, хлопали и махали руками. Увы. На сей раз волшебство окончилось. Незаметно для публики Yes отыграли два часа сорок пять минут. По-моему, рекорд для западных гастролеров в Кремле - никто столько не играл. И, чувствуется, музыканты хотели бы сыграть еще, но кремлевское начальство за кулисами сказало твердое Будя!. Да, все хорошее имеет, к сожалению, одно неприятное свойство - наступает однажды миг, когда появляется надпись - The End.
Игорь Михайлин.



Читайте далее: SIEBEN: Интервью с Мэттом Хоуденом (2003) SIMON & GARFUNKEL: SIMON & GARFUNKEL GREAT WHITE: GREAT WHITE SIX FEET UNDER: Интервью с Терри Батлером (1999) SKINDRED: Интервью с Бенджи Веббе (2002) SLADE: Альбом года: SLADE 1976 Nobody's Fools SLAYER: Гнев божий SLIPKNOT: Интервью с Кори Тэйлором и Миком Томпсоном (2002) THE SMALL FACES: THE SMALL FACES SMASH MOUTH: Немного солнца в мартовских лужах THE SMITHS: THE SMITHS СОБАКИ КАЧАЛОВА: Секс, семья и рок-н-ролл - интервью с Максимом Ильиным (2001) S.O.D.: Интервью со Скоттом Яном (1999) GRENOUER: GRENOUER SOLITUDE AETURNUS: Интервью с Джоном Перезом (август 1999) SONATA ARCTICA: Интервью с Тони Какко (10 января 2000 года) SONIC YOUTH: SONIC YOUTH: Такая вот вечная молодость SOPHIA: Интервью с Питером Петерссоном (2002) SOULSIDE: Интервью с Симоной Диллон (март 2003)