Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ: Движение в сторону лета - интервью с Константином Арбениным (апрель 2004)




Петербургская группа ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ - это не только констатация ее местопребывания, но и характеристика ее стиля. А еще точнее, - описание того, что слушатели (не только питерские) ждут от ЗИМОВЬЯ, и того, что получают: великолепного текста в лучших классических традициях, интеллигентной подачи, скромного, ненавязчивого обаяния.
И еще - определенной игры, и даже мистификации: причисленное к числу рок-коллективов ЗИМОВЬЕ ставит и с успехом играет музыкальные спектакли, а Константин Арбенин, основатель и главный автор ЗЗ, выпускает в виде книг и аудиозаписей свои стихи, пьесы и сказки. Все это делает группу не только истинно петербургской, но попросту уникальной, - в том числе и в масштабах страны.

Если не ошибаюсь, в этом году ЗИМОВЬЮ ЗВЕРЕЙ исполняется 10 лет?
Константин Арбенин:
Нет, в следующем. Хотя мы с Сашей Петерсоном действительно встретились в 1994 году, но год просто репетировали, приглядывались друг к другу. А в 1995-м название придумалось, мы первый альбом записали, и именно от этого года свою историю отсчитываем. Но 9 лет - даже более завершенная дата: не юбилей, но очень хорошее число.
Можно ли выделить основные этапы в истории группы?
Константин:
Все эти 9 лет - основной, первый этап, У меня сейчас очень плодотворный творческий кризис... я люблю творческие кризисы, считаю, что они подвигают на дальнейшие действия. И вот к чему мы сейчас переходим благодаря этому кризису: мы последние года два играли втроем - я, Саша и Егор Мажуга, это был принципиальный уход от музыкальности в сторону такого аскетизма современного: стихи, исполняемые под аккомпанемент. На сегодняшний день мы эту тему исчерпали совершенно. Я в последнее время слушаю классическую музыку, - не только старинную вроде Моцарта, Чайковского, Гайдна, Вивальди, но и современных композиторов типа Таривердиева, Алексея Рыбникова... И мне как слушателю тоже надоело, что я у одних исполнителей слушаю музыку, а у других слова. Соединения очень редки. Мы сейчас над этим думаем, хочется ЗИМОВЬЕ двинуть в сторону музыкальности. Думаю, что у нас просто хватит здравого смысла и общего понимания проблемы, чтобы сделать новый шаг и приоткрыть что-то, чего в ЗИМОВЬЕ еще не было. У меня такое состояние, что я уже не могу сочинять так, как раньше сочинял. Вернее, могу, но мне не интересно. А как сочинять по-новому, я не знаю. Конечно, уходы в сторону театрализации или литературы - это выход для меня лично, но не выход для группы. А я считаю, что группа - мое дитя, мое творение, за которое я несу ответственность, поэтому ни в коем случае ее деятельность не должна прекращаться.
На моей памяти у тебя было несколько порывов вообще распустить группу.
Константин:
Да, они возникают естественным путем. Сейчас, наоборот, такого порыва нет, - более того, я понял, что не имею права распускать группу. Наоборот, это группа имеет право меня распустить.
Ты не чувствуешь себя лидером?
Константин:
Нет, я чувствую, что группа - это единое существо, как Змей Горыныч, а я - одна из его голов.
Но ты можешь давать сольные концерты, а Петерсон не может...
Константин:
Думаю, скоро и до этого дойдет. Он уже играет с Толиком Багрицким, и иногда исполняет одну из песен к спектаклю Звери ищут лето. И на концертах ЗИМОВЬЯ ЗВЕРЕЙ и Петерсон, и Егор исполняют сольные песенки оттуда же.
А Егор где-то еще играет?
Константин:
У него с Рыбиным большой проект, РЫБИН И МАЖУГА, где они равноправные соавторы. Еще в группе THE КИКС он участвует, в проекте ХОХЛЯЦКИЙ РОК-Н-РОЛЛ, а еще есть московская группа СТЕНА, очень интересная, хотя мало кому известна... А вообще он принимает все предложения, мне их даже не отследить.
Но все эти сайд-проекты не только не мешают работать коллективу, но, напротив, его оздоровляют?
Константин:
Думаю, да. Мое, например, сотрудничество с Комаровым и Башако-вым началось, когда у меня был один из кризисов, и я не знал, что мне дальше делать в ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ. А попев с Кириллом и Мишей, я получил то, чего мне не хватало в группе, и понял, что нужно группе дальше делать.
В ротации сейчас находится песня Мы Никогда Не Умрем проекта АРБЕНИН-КОМАРОВ-БАШАКОВ, а вот ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ по радио вообще не слыхать. Как ты относишься к такой ситуации? И вообще к отсутствию ЗЗ в теле- и радиоэфирах?
Константин:
Мне как-то всё равно. Я вообще понемножку отхожу от занятия музыкой, мне хватает воплощения своих музыкальных идей в рамках ЗИМОВЬЯ. Этих идей не так много, я ведь не музыкант. Мне хватает концертов и того количества людей, которые туда приходят.
To есть тех залов на 600-800 мест, которые вы сейчас собираете? Это нормальное количество публики?
Константин:
Вполне. Если оно немного увеличится в ближайшие года три, - ну, скажем, вдвое, - будет очень хорошо. А на большее я не рассчитываю.
Существует ли обратная связь с поклонниками?
Константин:
У нас есть сайт www.zzverey.spb.ru, где я появляюсь в форуме, но за всем сайтом не слежу. И понимаю, что туда заходят, наверно, 10% тех людей, которые приходят на концерты.
А степень безумия ваших поклонников какова?
Константин:
Не поклонников, а слушателей. Они нормальные люди, за рамки не выходят. И меня это устраивает. Вот почему я не стремлюсь к увеличению аудитории, телевидению и радио, - мне очень не нравится такая сторона актерской профессии как фанаты. Мне вообще в идеале хотелось бы не появляться на публике, а сидеть и писать дома что-то. Или писать песни для кого-нибудь другого. Например, либретто для серьезного композитора, - Баневича или Андрея Петрова.
Ты ведь уже написал два либретто, - к вашим спектаклям Свинопас и Звери ищут лето...
Константин:
В детстве, еще до того, как я услышал рок-музыку, я очень любил разные музыкальные пластинки. И мне всегда хотелось сделать какой-то спектакль сделать, музыкальную сказку. И Свинопас у меня придумывался по песенке... И уже когда ЗИМОВЬЕ пошло и пошло, я как-то Петерсону говорю: Вот, есть план музыкального спектакля. А он чуть ли не сразу же забил премьеру в лектории Зоопарка. Мне пришлось мобилизоваться, я собрал весь материал, что-то дописал, доделал... Но только к записи Свинопас приобрел окончательный вид.
Звери... как родились?
Константин:
Я с детства люблю сказку Зимовье зверей, - отсюда и название группы... И, кроме того, я вдруг понял, что меня воспитывали не столько мама и папа, сколько мультфильмы, которые я смотрел, и детские пластинки, которые я слушал. Так и в буклете к диску Звери Ищут Лето сказано: этот спектакль-сказка написан в жанре благодарности любимым композиторам и поэтам, создавшим эти произведения. И, естественно, не без их влияния.
Мне кажется, что все твои сказки написаны, по большому счету, не для детей. Там слишком много аллюзий, цитат, понятных только взрослым.
Константин:
Это на сей день моя самая заветная мечта - написать что-нибудь действительно детское. Хотя... я в детстве разные сказки слушал, но интереснее всего были те, которые шли как бы на шаг впереди, были не совсем разжеванными - Алиса в Стране Чудес, например.
А тебе не предлагали стать ведущим какой-нибудь литературной программы на радио или ТВ?
Константин:
Нет. Но у меня была концепция радиопередачи. Условное название - Авторы моего детства. Мне интересны судьбы сказочников, а о многих людях, которые занимались творчеством для детей, сейчас почти ничего не известно. Я стал собирать материал, у меня набрался большой список имен - начиная с драматургов Вольпина, Эрдмана, Коростылева и заканчивая Энтиным, Успенским и Киром Булычевым. Я хотел сделать о них цикл передач, а сейчас замысел перебродил в книгу очерков, над которой я работаю.
Вы продукцию выпускаете сами...
Константин:
Сейчас уже не сами. С фирмой KDK наши линии пересеклись в конце прошлого года, они издали Звери Ищут Лето и выпускают переиздание десяти альбомов ЗИМОВЬЯ. Что-то издавал Караван, что-то - Бомба-Питер... Мы только поначалу все издавали сами, а сейчас тиражи увеличились, и нам самим это было бы уже не потянуть.
А продукция вроде календарей выпускается из интереса, или по коммерческим соображениям?
Константин:
Больше для интереса. Когда KDK взялись издавать Звери Ищут Лето, то захотели и плакат сделать, а мы сказали, что есть мысль всех этих зверей раскидать по месяцам и знакам Зодиака, чтоб это было неким продолжением идеи.
Ты как художник-график не хотел бы двинуться дальше иллюстрирования своих книг и пластинок?
Константин:
Наверно, нет. Всем одновременно не займешься, надо на чем-то сосредотачиваться. И графическое творчество - самое случайное в моей жизни. Даже этих зверей я нарисовал с большим трудом, - после того как люди, которые обещали сделать обложку, ее не сделали. А книги я специально не иллюстрирую, это картинки, нарисованные за много лет, которые у меня скопились. Специально я только к Свинопасу рисовал, и еще к Транзитной пуле.
Слегка некорректный вопрос, но он должен быть задан во избежание дальнейших недоразумений: в последнее время в газетах упорно пишут, что ты - брат Дианы Арбениной...
Константин:
Конечно, мы не брат и сестра. Нас познакомила Света Сурганова в 1993 году. Диане нужна была прописка в Питере, для чего мы в срочном порядке вступили в брак. Потом так же быстро развелись. Мужем и женой мы не были, хотя Диана и поменяла фамилию. Другое дело, что мы долгое время были дружны и, так сказать, близки духовно, что отразилось на моих и Дианкиных песнях того периода, - в этом смысле миф о брате и сестре имеет под собой почву. К настоящему моменту эта тема исчерпала себя, мы давно уже не видимся, не общаемся, и наши интересы - как творческие, так и жизненные - стали совсем разными. Как говорят в телевизоре: пользуясь случаем, я передаю Диане братский привет.
Екатерина Борисова



Читайте далее: SLAYER: Черное возвращение SLIPKNOT: 10 заповедей Slipknot GREEN DAY: GREEN DAY - биография группы THE SMASHING PUMPKINS: Интервью с Билли Корганом (2005) АУКЦЫОН: Политическое действо - интервью с Леонидом Федоровым (2004) СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ: Лед 9 - Константин Лекомцев, Владимир Кискин и Дмитрий Хабиров представляют новый альбом СМЫСЛОВЫХ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ SOCIAL DISTORTION: SOCIAL DISTORTION - биография группы SOILWORK: Интервью со Свеном Карлссоном (январь 2005 года) SOLEFALD: Красная музыка с чёрными краями - интервью с Лазаро (1999) SONATA ARCTICA: Биография группы SONATA ARCTICA SONATA ARCTICA: Интервью с Янне Кивилахти (22 января 2000 года) SONIC YOUTH: SONIC YOUTH - биография группы SOULFLY: Записки сумасшедшего, или полет души над гнездом кукушки GRIMFIST: Интервью с Оле Валунетом (2004) СПЛИН: У группы СПЛИН осенью сплин (интервью с Александром Васильевым) STAIND: Слезы на продажу - репортаж с лондонского концерта STAIND (2002) STATUS QUO: STATUS QUO STEEL PROPHET: Восстань, пророк! - интервью с Риком Митясиным и Стивом Кашински (2001) STIFF LITTLE FINGERS: STIFF LITTLE FINGERS - биография группы