Главная страница - Текущий раздел: Статьи

ЗООПАРК: Интервью с Майком Науменко (1988)




Михаил (Майк) Науменко (р. 1955 г.) - лидер, автор текстов и музыки ленинградской группы ЗООПАРК.
Группа ЗООПАРК образовалась осенью 1980 г., когда М. Науменко (в прошлом басист группы СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК, выступавший также в качестве гитариста с АКВАРИУМОМ) создал собственную группу, которая дебютировала в феврале 1981 г. на одной из пригородных танцплощадок. В первом составе ЗОО играли кроме Майка басист И. Куликов, лидер-гитарист А. Храбунов и барабанщик А. Данилов. Музыкальная ориентация ЗОО на рок-н-ролл и ритм-энд-блюз с тех пор не претерпела изменений.
Одной из первых группа вступила в рок-клуб и участвовала во многих фестивалях, где Майк получал дипломы за лучшие тексты, за последовательную разработку сатирической темы, а группа в целом стала лауреатом в 1986 г.
Майк - обладатель обширной дискографии, в которой присутствуют как сольники Науменко, так и альбомы ЗООПАРКА: Все Братья - Сестры (Майк+БГ, 1979), Сладкая N И Другие (соло, 1980), Блюз Де Моску (ЗООПАРК, 1981), LV (соло, 1982), Вчера И Сегодня В Уездном Городе N (ЗООПАРК, 1983), Белая Полоса (ЗООПАРК, 1984).
В последующие после IV фестиваля годы группа много выступала, была непременным участником всех Битлз-шоу, проводимых Н. Васиным, гастролировала в Москве, Челябинске, Гродно, Симферополе и др., снималась на Ленинградском ТВ, приняла участие в концерте памяти А. Башлачева в Лужниках в ноябре 1988 г., фирмой Мелодия в 1987 г. продублирован магнитофонный альбом ЗООПАРКА Белая Полоса (звукорежиссер А. Тропилло).
Состав ЗООПАРКА на 1989 г.: Майк (гитара, вокал), А. Храбунов (гитара), И. Куликов (бас), В. Кириллов (барабаны).
Беседа РД с Майком состоялась в ноябре 1988 г.
Рок Дилетант. Майк, нужно сознаться, что отношение к твоим песням складывалось у меня весьма непросто. В своих первых дилетантских статьях я еще пугался того мира, который возникал в них. Я тогда только созревал для восприятия АКВАРИУМА, а в твоих песнях все было настолько земным, приземленным даже, что мне казалось это мрачноватым и однобоким. Расскажи, как ты начинал, чего хотел, на какого слушателя рассчитывал...
Майк.
Хочу заметить, что АКВАРИУМ тоже не в облаках витал. Он тоже с землей знаком. Мне всегда хотелось, чтобы люди, которые меня слушают, понимали бы, что вокруг происходит, что творится... Мне хотелось, чтобы они могли потанцевать под нашу музыку, а те, кто не любит танцевать (я сам не люблю танцевать), могли бы послушать с интересом, про что им поют. Не Вернисаж, к примеру, а совсем другое, посодержательнее, что ли...
РД. Ставил ли ты себе такую задачу: пусть они задумаются?
МАЙК.
Нет, никогда. Человек сам должен задумываться, подталкивать его к этому бесполезно.
РД. С самого начала ты выделялся весьма неординарными текстами, за что тебе частенько попадало в прессе. Как возникла эта поэтика, что в ней было от себя, а что от Боба Дилана, скажем?
Майк.
Честно говоря, я сам не знаю. Я писал то, что мне хотелось, это из меня лилось. Как и сейчас, впрочем. Я никогда в жизни не писал коммерческих песен, кроме одной, за которую мне до сих пор стыдно. Это песня на антивоенную тему, которую нужно было написать для одного нашего фестиваля. Я ее написал за пятнадцать минут. Хиросима Все Еще Пылает.
РД. Я ее совсем не помню, хотя и сидел в жюри.
Майк.
И слава Богу! Мне до сих пор за нее стыдно, хотя я ее и не пел. Ее пел Александр Донских, он тогда с нами работал... Главное - это делать то, что хочется. Если ты начинаешь делать то, чего от тебя ждут - публика, начальство всякое,- ты проваливаешься сразу в полный рост. Главное, чтобы то, что ты делаешь, было более или менее искренно.
РД. Когда ты понял, что у тебя есть свой слушатель, который тебя понимает?
Майк.
Могу назвать дату: двадцать пятое октября восьмидесятого года. Это был небольшой фестиваль в Москве, там были Макаревич, ПОСЛЕДНИЙ ШАНС, АКВАРИУМ. Я отыграл тогда минут двадцать пять, АКВАРИУМ мне помогал. Это был очень важный для меня концерт.
РД. А что ты тогда пел?
Майк.
Всего не помню сейчас. Помню, что пел Дрянь, Пригородный Блюз, Старые Раны...
РД. И АКВАРИУМ тебе подыгрывал? Без Боба?
Майк.
Почему? С ним. На басу тогда был Фан, гитарист был, по-моему, Кожевников, странный такой человек. Тогда у них был акустический состав, они не делали ничего электрического.
РД. До какого-то времени ты ведь был в аквариумской тусовке?
Майк.
Я бы никогда не назвал это тусовкой. Мы были знакомы много лет, я играл с АКВАРИУМОМ, мы друг другу помогали, как могли. Это были другие времена и обстоятельства. Хорошие времена были, славные времена...
РД. И вот тогда, после того успеха, и созрела мысль о ЗООПАРКЕ?
Майк.
Я всегда хотел иметь свою группу. Мы с АКВАРИУМОМ делали мои песни, но я прекрасно понимал, что у них - свое, а у меня - свое. Я никогда не был членом группы АКВАРИУМ, об этом часто спрашивают. Я знал, что у них свое дело, а я там сбоку припека, седьмая спица в колесе... Я всегда хотел сделать свою группу, но не хотел, чтобы со мною работали какие-то очень профессиональные музыканты, которых я не знаю. Я хотел, чтобы это были люди, которым нравятся мои песни, которым нравлюсь я. В общем, чтобы это были не просто музыканты, а соратники. Не обязательно большие друзья, но соратники. Такую группу собрать очень трудно, но у меня как-то получилось.
РД. Ты много искал?
Майк.
Да. Пробовали, собирались, искали. Фан помог мне подыскать лидер-гитариста и барабанщика, сейчас его с нами уже нет, а с Ильей мы познакомились еще раньше. Это было начало восемьдесят первого года, когда мы с Ильей нашли остальных.
РД. Тогда уже запахло рок-клубом, вскоре появились твои первые альбомы, которые стали событием. Юра Наумов, когда первый раз у меня появился, сказал, что для него твои песни стали определяющими.
Майк.
Мне он тоже это говорил, и мне это приятно. Мне многие говорили, что мои альбомы были явлением в провинции.
РД. Я готов это подтвердить, моя почта в Авроре говорит о том же. Я сам, когда мне удалось получить в свою фонотеку все
записи ЗООПАРКА, прослушал их внимательно и въехал. Во всяком случае, сейчас я часто слушаю и Уездный Город N, и Белую Полосу, и сегодня я уже не написал бы того, что написал о тебе года четыре назад. Сегодня я сам удивляюсь, почему я принял АКВАРИУМ раньше, чем ЗООПАРК.
Майк.
В принципе мы с Борисом делаем одно дело, хотя и идем разными путями. Мы говорили с Борькой совсем недавно. Он теперь у нас, как известно, православный, а я прямой безбожник. И Борис меня назвал очень верующим человеком. Он так и сказал: Майк! Ты очень верующий человек. Ты сам об этом не знаешь. Я с ним не совсем в этом согласен, но в принципе мы пытаемся делать одно и то же.
РД. Мое давнее убеждение, что все хорошие люди делают одно и то же. Они могут думать, что Бог им помогает, могут его отрицать - какая разница?
Майк.
Я Борьке сказал тогда гениальную, на мой взгляд, фразу Фрэнка Заппы: Тот человек, у которого есть что-то в голове, в Боге не нуждается. Я разделяю эту мысль.
РД. Видимо, у Бога много имен. И это что-то в голове, о чем сказал Заппа, вполне может быть одним из них.



Читайте далее: SLIPKNOT: 10 заповедей Slipknot GREEN DAY: GREEN DAY - биография группы THE SMASHING PUMPKINS: Интервью с Билли Корганом (2005) АУКЦЫОН: Политическое действо - интервью с Леонидом Федоровым (2004) СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ: Лед 9 - Константин Лекомцев, Владимир Кискин и Дмитрий Хабиров представляют новый альбом СМЫСЛОВЫХ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ SOCIAL DISTORTION: SOCIAL DISTORTION - биография группы SOILWORK: Интервью со Свеном Карлссоном (январь 2005 года) SOLEFALD: Красная музыка с чёрными краями - интервью с Лазаро (1999) SONATA ARCTICA: Биография группы SONATA ARCTICA SONATA ARCTICA: Интервью с Янне Кивилахти (22 января 2000 года) SONIC YOUTH: SONIC YOUTH - биография группы SOULFLY: Записки сумасшедшего, или полет души над гнездом кукушки GRIMFIST: Интервью с Оле Валунетом (2004) СПЛИН: У группы СПЛИН осенью сплин (интервью с Александром Васильевым) STAIND: Слезы на продажу - репортаж с лондонского концерта STAIND (2002) STATUS QUO: STATUS QUO STEEL PROPHET: Восстань, пророк! - интервью с Риком Митясиным и Стивом Кашински (2001) STIFF LITTLE FINGERS: STIFF LITTLE FINGERS - биография группы STIGMATIC CHORUS: Ордена красного знамени хор им. Стикса Аидовича Харона - интервью с группой STIGMATIC CHORUS (2001)