Главная страница - Текущий раздел: Статьи

Б.Г. и группа АКВАРИУМ: Что сказали Гребенщикову тибетские ламы.




ПРОСТИТЕ, я приболел немного. Чаю не хотите? О-о, этот чай из рук Бориса ГРЕБЕНЩИКОВА, поданный мне двенадцать лет назад, когда в АиФ было опубликовано первое в официальной прессе интервью лидера Аквариума, я, наверное, буду помнить всю жизнь. Настоянный на жутких травах - в общем, мой организм его еле перенес. На этот раз чаек был тоже каким-то хитрым, но не до такой степени.

Когда возвращаемся в Ленинград? (Это Б. Г. общается по телефону, пока я готовлюсь к беседе.) Значит, я на день рождения к Глебу (сыну. - Прим. авт.) не попаду. Хотя он в таком возрасте, когда я ему там уже и не очень-то нужен. Пусть поотрываются...
Несмотря на груз прожитых лет, детей и все прочее, Гребенщиков внешне остается все тем же Б. Г., что и полтора десятка лет назад. Те же серьги в ушах, те же перстни. И тот же озорной огонек в глазах, промелькнувший, когда в наш разговор о серьезных вещах вклинился вопрос о том, как получилось, что в клипе Гарсон № 2 Борис Борисович снят абсолютно обнаженным и в полный, понимаете, рост: Просто режиссер все это так увидел. А вообще я могу и на концерте раздеться. У меня проблем нет.
ПОЧЕМУ Я ДОЛЖЕН КУДА-ТО ЕХАТЬ?
Что ж, неплохо, что с этим у одного из духовных лидеров нескольких поколений наших соотечественников все в порядке. А как в эпоху кризиса обстоят дела в творческом плане?
Аквариуму сейчас живется так же, как и 20 лет назад. Иллюзии, что у нас все будет по-человечески, отпали. Опять и запись музыки стала проблематичной, и концерты. И фирма, которая всю жизнь наши пластинки выпускала, говорит: денег нет. Меня вообще это сильно забавляет, потому что к таким условиям мы были готовы два десятка лет назад и у нас есть достаточно большой опыт подпольной работы. Хотя в 45 лет заниматься подпольной борьбой, несколько смешнее, чем в 25-то, но если я умею это делать, то почему нет?
Так, может, рвануть куда-нибудь отсюда?
Я легко мог бы остаться жить на Западе, тем более что у меня там много друзей и всегда есть возможность работы. Но у меня такое ощущение, что пока мы играем в России и каждый раз собираем залы - значит, это кому-то нужно. А если это кому-то нужно... Этому же самому меня учили тибетские ламы, когда я их спрашивал: что мне делать? Концерты играешь? Людям хорошо, которые на концерт приходят? И все, большего ты сделать не сможешь, продолжай.

Кстати, о Тибете. Почему туда стремятся попасть люди, пытающиеся развиваться в духовном плане? Они хотят испытать то, о чем сказал в интервью куиновский гитарист Брайан Мэй, -ощущения космического плана? '
Для этого необязательно так далеко ездить, если уметь, это можно делать и в своей квартире. Место не является большой проблемой.
Все мои поездки продиктованы только одним: пока есть возможность работать, хочется работать максимально продуктивно, а там как раз складываются такие условия, которые помогают эффективно и быстро убрать грязь из головы. Грубо говоря, я езжу за тем, чтобы очиститься.

А говорили, что Гребенщиков стал буддистом, отрекся от православия... Или это бред?
Бред. Православие - замечательная религия, которая дает людям все, что они хотят от нее получить. И сам для себя я пришел к выводу, что все религии говорят одном и том же, просто используя свой язык, свой колорит и так далее. Ведь все они учат только одному: любить других и, таким образом, самому становиться лучше и чище. Когда ты очистишь свое сознание, ты сможешь воспринимать мир таким, какой он есть на самом деле. И для меня буддизм не противоречит православию, они оба не противоречат ни исламу, ни католицизму. А в православную церковь я хожу, молюсь, ставлю свечки...

Очищать сознание, расширять сознание... В последние годы число желающих изменять реальность с помощью таблеток, порошков и т. д. заметно увеличивается.
Я со всей ответственностью могу сказать, что перепробовал очень много всего за свою жизнь. Правда, мне никогда не нравились тяжелые наркотики. И никогда на то, что я делаю, это положительно не влияло. Ни одного слова, ни одной песни я не написал, вдохновленный каким-либо наркотиком. Все настоящее происходит в чистом сознании
ЭТО ЛИК ТЕПЕРЕШНЕЙ РОССИИ
Как известно, творческие люди высокого уровня, к каким относится и Б.Г., тоньше чувствуют и больше знают о том, о чем даже не догадываются простые смертные. Поэтому вопрос: если сказано в одном древнем писании, что внизу, то и наверху, то - над Россией действительно сейчас все так плохо?
Над Россией, собственно, всегда одно и то же. Дело в том, что, когда мы говорим о том, как все сейчас здесь плохо, мы склонны забывать, что здесь всегда было плохо. Как правило, в России рождаются люди, которым нужно исправить что-то в своем сознании, в своей судьбе, грубо говоря, в своей карме. Поэтому, когда становится чуть-чуть получше, очень быстро все меняется, и опять становится очень плохо. Но люди все равно ведь живут здесь, встречаются, женятся, умирают, рождаются, и жизнь, какая бы она ни была, идет.

Жизнь продолжается, и песни создаются. Говорят даже, что в тяжелые времена думается и пишется легче. А как создаются песни?
Этот процесс - явление непостижимое. Сколько лет я это делаю и до сих пор не могу понять, как все происходит. Я думаю, что просто, когда приходит время появиться какой-нибудь песне, это происходит. Знаете, что такое музыка? Музыка имеет одну цель - она гармонизирует жизнь человека, то есть та музыка, которую человек слушает, - это то, чего ему не хватает. Музыка заполняет недостающую гармонию, одни любят одно, другие - другое. Она, в принципе, исцеляет. И в этом ее высшая суть.

Хорошо, но вот в Питере Киркоров целый месяц собирает аншлаги, а Шевчук отменяет всего один запланированный концерт. Получается, что попса обречена на успех, потому что людей простых, но глупых всегда больше?
На самом деле в такой ситуации я ничего страшного не вижу. Представляете, если бы все слушали исключительно авангардный джаз, - это было бы очень странно. Другое дело, что уровень пошлости современной массовой культуры превысил все допустимые пределы, и для меня это свидетельство упадка и распада. Знаете, как сказано в древнем даосском трактате: В таком-то государстве слушали такую-то музыку, и поэтому царство быстро росло, а в таком-то государстве слушали другую музыку, и дела там шли плохо. Поэтому мы по мере своих сил пытаемся как-то исправить эту ситуацию. Но если все хотят слушать пошлую музыку - увы. Это наше лицо, лицо теперешней России со всей ее пошлостью, хамством, воровством. Нет смысла по этому поводу охать, нужно просто делать дело. Если кто-то хотя бы на сотую долю процента вокруг себя что-то исправит - это будет уже хорошо.

Николай СОЛДАЧЕНКОВ



Читайте далее: TAAKE: Интервью с Гоэстом (1999) TAPPING THE VEIN: Интервью с Эриком Фишером и Хизер Томпсон (2003) ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА: Русское поле экспериментов - история альбома ABLAZE MY SORROW: Интервью с Андерсом Брорссоном (май 2003) ТЕЛЕВИЗОР: Путь к Успеху. Михаил Борзыкин представляет новый альбом ТЕЛЕВИЗОРА ТЕМНОЗОРЬ: Интервью с группой (2004) ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ: ТРОЛЛЬ ГНЕТ ЕЛЬ. И ель поддается! - интервью с Троллем и Джетрой (2003) THEATRE OF TRAGEDY: Биография группы THEATRE OF TRAGEDY THEATRE OF TRAGEDY: Интервью с Вегардом Торсеном (01.2002) THEATRE OF TRAGEDY: Интервью с Фрэнком Клауссеном (апрель 2002) THEATRE OF TRAGEDY: Интервью с Вегардом Торсеном (2002) THEATRE OF TRAGEDY: THEATRE OF TRAGEDY: Понятие атмосферности THEATRE OF TRAGEDY: Интервью с Лив Кристин Эспенаес (02. 1998) GROUNDHOGS: GROUNDHOGS THE GATHERING: Интервью с Аннеке Ван Гирсберген и Гансом Руттеном (2003) THE GATHERING: 1994 - 1995: Mandylion THE GATHERING: if_then_else и все все все... THEODOR BASTARD: Интервью с группой (февраль 2004) THORNS: Десять лет спустя - интервью со Снорре В. Рашем (2001)