Главная страница - Текущий раздел: Статьи

Jeff Healey: Джефф Хили: закон сохранения энергии




Ничто не появляется из ниоткуда, и не исчезает в никуда
(Закон сохранения энергии И. Ньютона)
Норманн Джеффри Хили - родился в 1966 году в Торонто (Канада).
Во всем мире Джефф Хили в представлении не нуждается. Но как ни странно, на необъятных просторах нашей Родины его творчество остается незамеченным. Постараюсь хоть немного исправить ситуацию этой небольшой статьей, ведь его музыка просто трещит по швам от той самой искренней и чистой энергии, что мы называем драйв. Его судьбу можно назвать невероятно удачной, если не знать ключевого факта - Джефф слеп почти с самого рождения. Виной тому редкая форма рака глаза, что вполне могло бы свести его существование к дому для незрячих, если бы родители - Ивонн и Бад Хили - не подарили ему на рождество первую гитару. Тогда Джеффу было всего три года. Именно тому факту, что его кисть была слишком мала, чтобы зажимать струны на грифе так, как это делают взрослые люди, он обязан своей техникой - он научился играть, держа гитару на коленях. Как следствие, ему доступны такие бэнды и хаммеры, какие обычному гитаристу недоступны в принципе. Подарок оказался что надо! В возрасте шести лет он уже играл (держа гитару на коленях) и пел.
Стив Рэй Воэн, наблюдая за игрой Джеффа, сказал как-то: Этот парень произведет революцию в игре на гитаре. Но это будет потом, а пока, будучи еще подростком, парнишка выступает в местных клубах и неустанно учится, слушая других исполнителей.
В 1982 году (нетрудно сосчитать, сколько же лет было ему в то время) выходит первый сингл Джеффа Adrianna. На эту песню три года спустя снимут видео, тогда же, в Торонто Джеффу случается играть на одной сцене с Альбертом Коллинзом, который был настолько впечатлен игрой молодого виртуоза, что пригласил Джеффа через несколько дней поучаствовать в концерте с ним и Стиви Рэй Воэном.
В 19 лет, встретив барабанщика Тома Стефена и басиста Джо Рокмана, Джефф решает создать группу. Первый был студентом, а второй сессионным музыкантом. С тех пор Том выполняет еще и функции бизнес-менеджера.
Популярность команды быстро росла, а в 1986 году на ванкуверском музыкальном фестивале Би Би Кинг отметил его великолепную, но необычную технику. Помимо практики в The Buzz Upshaw Band Джефф посещал музыкальный колледж. В своей группе тоже сложа руки не сидели - записали демо-ленту, она попала в руки продюсеру Джимми Айвону, который как раз искал музыку к новому фильму Дом у дороги с Патриком Суэйзи. Так Джефф и сыграл в некотором роде самого себя (именно он натолкнул режиссера на включение в сценарий еще одного персонажа - слепого гитариста - друга главного героя), а так же непосредственно поучаствовал в создании саундтрека. Успех фильма не мог не сказаться и на успехе группы - имя стало известно по всему миру. Так что вышедшая в 1988 году дебютная пластинка, которую иронично назвали See The Light, продалась миллионным тиражом и позволила группе съездить в турне на целый год.
Парни из Jeff Healey Band никогда не ограничивались только своими вещами, но перерабатывали классику рока и блюза, причем всегда так органично вписывая композиции в альбом, что, не заглянув в кредиты, не сразу и догадаешься, что к чему. Хочется сразу избавить себя от постоянного повторения эпитетов замечательный, интересный, оригинальный, поскольку все они без исключения относятся к любому диску команды. Надо сказать, что писать новые пластинки группа Хили никогда не торопилась, зато работали основательно, и результат на выходе был гарантированно отличный.
С момента выхода первого диска прошло два года, и новый альбом, получивший название Hell To Pay вылез из под пресса. В работе над ним вместе с группой Джеффа поучаствовали Марк Нопфлер, Джефф Линн и Джордж Харрисон (R.I.P.). Полтора миллиона проданных копий, премия Лучший Артист и мировой тур должны были только разжечь интерес к новой работе, но по непонятным причинам этого не случилось. Feel This 1992 года ушел всего стотысячным тиражом! Продюсированием на этот раз занимался Джо Хард (ZZ Top, Колин Джеймс), а по качеству материала он никак не уступал двум предыдущим работам! Но Хили не слишком огорчился, музыка и работа всегда выводили его из состояния грусти и отчаяния.
Обратно к корням и музыка, что у нас в крови - так говорят сами музыканты об альбоме 1995-го Cover To Cover. Слушая джеффовские интерпретации классики блюза и рока, понимаешь, что иную музыку он просто и не может играть: вещи Джими Хендрикса, Джона Леннона, Вилли Диксона, Рэнди Калифорнии, Джона Фогерти, Эрика Клэптона, и даже Communication Brakedown Led Zeppelin! Все эти песни пропущены через душу каждого музыканта и поразительно свежо исполнены, хоть всем композициям не один десяток лет! Обратно к корням и музыка, что у нас в крови - так говорят сами музыканты.
Кстати, каверов как таковых на остальных пластинках тоже немало (на Feel This они занимают ровно половину), но их попросту не замечаешь - всё звучит так, как один большой джем непонятно в каком стиле: то ли блюз, то ли хард-рок, и чего только не взбредет им в голову! Порой прорывается самый настоящий хэви-металлический забой, порой Джефф уходит в запил, а там он даст сто очков вперед кому угодно, при этом не забывая о чувствах, чем грешат многие зубры шести струн.
На стыке веков, взяв паузу, Джефф немного занялся другими делами (впрочем, никуда не убегая от музыки!): написал саундтрек к фильму No Way Home, а в 2000 году выдал на-гора Get Me Some, немного потяжелевший, а по сути все тот же отвязный - то грустный, то безудержно радостный - блюзовый хардешник.
Природа не терпит пустоты: то, что ею отнято, ею же заменяется чем-то другим. Нужно только суметь найти в себе силы и найти в себе это что-то, чтобы поддержать закон сохранения энергии.
Знаете, когда я смотрю на эту фотографию, то к горлу невольно подступает комок: меня переполняет радость за человека, который, несмотря на не слишком веселые жизненные обстоятельства, сумел найти свое место в этой жизни, пройти через все трудности и остаться счастливым, как ребенок, получивший на Рождество гитару…
Ник



Читайте далее: DARK TRANQUILLITY: Интервью с Микаэлем Станне (1996) Б.Г. и группа АКВАРИУМ: Михаил Фан Файнштейн (Васильев) ДДТ: Биография группы ДДТ (1991) ДДТ: Раньше нас глушили гимнами и маршами, а сейчас - попсой - интервью с Юрием Шевчуком (2003) ДДТ: Мир номер ноль: душевные размышления о жизни, одиночестве, стране и любви ДДТ: Групповая влюбленность DEAD KENNEDYS: DEAD KENNEDYS DEAD KENNEDYS: DEAD KENNEDYS - биография группы DEATH SS: Интервью со Стивом Сильвестром (2001) DEATH SS: Смерть и жизнь Стива Сильвестера - интервью со Стивом Сильвестером (2001) Jimi Hendrix: Jimi Hendrix DEEDS OF FLESH: Интервью с Джейкоби Кингстоном (2004) DEEP PURPLE: Отчет о концерте группы DEEP PURPLE в Москве 9 апреля 2000 года ADAGIO: Интервью со Стефаном Фортэ (2004) DEF LEPPARD: DEF LEPPARD DEГЕНЕРАТОРС: Интервью с Вадимом Дзуцевым (апрель 2004) Ken Hensley: Ken Hensley DEICIDE: Интервью с Гленом Бентоном (2004) Дельфин: Интервью с Дельфином