Главная страница - Текущий раздел: Статьи

В. Цой и группа КИНО: Артем Троицкий. Отвергая Соблазны




Лет десять назад в Ленинграде появились панки. Было их немного, десятка три, но энергии и шума хватило, чтобы колыбель революции содрогнулась. Одеты они были вызывающе, вели себя непристойно, дрались и скандалили, пели про неаппетитное (панк-рок!): про помойки, дохлых гадов и про то, что в злобе приятненько жить. Клички имели соответствующие: Пиночет, Свинья, Осел. Самым загадочным персонажем в тусовке был Цой (как стало ясно впоследствии, это не кличка) - молчаливый, отчужденный, исполненный чувства собственного достоинства, одетый в черное.
Он играл на ритм-гитаре и где-то в канун 1981 года сочинил свою первую песню Мои друзья всегда идут по жизни маршем (могу продолжить: и остановки только у пивных ларьков).
С тех пор Цой написал еще порядка сотни песен, стал одним из самых известных и почитаемых людей советского рока, а в остальном изменился мало. Кого-то сломал быт, кого-то испортила слава, третьих соблазнили деньги. Что до Цоя, то он ничем не запятнал своего строгого черного прикида. Музыка Кино с годами крепчала, стилистически оставаясь в том же русле. Последний герой, Сюжет для новой песни, Электричка и многие другие вещи, написанные 7-8 лет назад были бы к месту и в последнем альбоме.
Откуда же взялась эта метафизическая непоколебимость Цоя? Восточное происхождение? Панковская закалка? Мне кажется, дело в другом. Если я правильно понимаю натуру Цоя, то могу сказать, что перед нами редкий тип прирожденного героя. Это человек, идущий по жизни не то чтобы победительно, но с полным ощущением себя персонажем приключенческого романа или кинобоевика. Он одинок, независим, благороден, причем это не поза, а норма жизни! Соответственно все жизненные блага, соблазны, конъюнктуру и т.п. он воспринимает спокойно и с легким презрением, как и подобает настоящему ковбою.
Как-то мы с Цоем говорили о литературных и прочих кумирах, и я упомянул своего любимейшего Дон Кихота Нет, это не мой персонаж, - сказал Цой, - он не сконцентрирован, он слаб. Его персонаж - Брюс Ли, великий мастер кун-фу, неожиданно вставший в один ряд с легендами мирового кино. Он не был актером, играл в фильмах самого себя, живя там своей жизнью и делая свое дело. Брюс Ли участвовал в сугубо безыскусных боевиках и не блистал артистизмом, но сама магия его присутствия по своей силе не уступала великолепному воздействию Орсона Уэллса и Марлона Брандо.
Цой тоже не актер. Я не припомню эпизода ни в Ассе, ни в Игле, который заставил бы меня подумать: Нет, настоящий Цой в жизни так бы не поступил. Да, с даром перевоплощения дела у него обстоят неважно. В компании Лебедева, Смоктуновского и Калягина ему делать нечего. Он зацепил публику чем-то другим. Может, именно тем, что в нем нет ни капли суеты или наигрыша, а есть надежность, спокойствие и честность. Неудивительно, что в наши склонные к истерике времена многие видят в нем если не спасителя то, во всяком случае, настоящего героя Слава Богу, что Цой бесконечно далек от политики.
Вообще говоря, неистребимая театральность наших киноактеров давно и сильно утомила. По сравнению с естественной западной (особенно американской) манерой виртуозность наших лицедеев воспринимается как старательное кривлянье. Может быть, стоит подумать о феномене Цоя с этой точки зрения?
Советский экран № 8.1990 г.



Читайте далее: KORN: Интервью с Джонатаном Дэвисом (июнь 1997) КОРОЛЕВСКАЯ ОХОТА: Биография группы КОРОЛЕВСКАЯ ОХОТА (1991) Paul Kossoff: Paul Kossoff К-Р-А-Й: Биография группы К-Р-А-Й (2003) КРАТЕР: Биография группы КРАТЕР (1991) Lenny Kravitz: Lenny Kravitz КРЕМАТОРИЙ: Биография группы КРЕМАТОРИЙ (1991) КУРАЖ: Биография группы КУРАЖ (1991) КВАДРО: Биография группы КВАДРО (1991) L7: L7 - биография группы FOO FIGHTERS: THE FOO FIGHTERS LACUNA COIL: Группа LACUNA COIL Greg Lake: Greg Lake LAKE OF TEARS: LAKE OF TEARS - R.I.P. LAW: LAW LEFT HAND SOLUTION: LEFT HAND SOLUTION - биография группы ЛЕГИОН: Биография группы ЛЕГИОН (1991) LEGS DIAMOND: LEGS DIAMOND ЛЕНИНГРАД: Поднять все флаги! - отчет о концерте в Санкт-Петербурге 16 февраля 2002 года